![]() |

Методы защиты рынка от импорта свиней – российский и американский подходы
Пошлины как испытанный механизм защиты
Российские свиноводы получили долгожданную защиту от массированного ввоза живых свиней из стран Европейского Союза. На состоявшемся 23 ноября заседании Комиссии правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле было принято решение повысить таможенные пошлины на свиней в 8 раз – с 5% до 40%, но не менее 0,5 евро (за 1 кг)[1]. Ожидается, что данное решение поможет стабилизировать российский рынок и остановить падение цен, вызванное действиями импортеров.
Решение Комиссии стало результатом усилий Национального Союза свиноводов, представители которого, начиная с момента создания организации в июне этого года, вели планомерную работу по разъяснению проблемы среди чиновников профильных министерств и ведомств РФ. Письма с объяснением позиции российских производителей были направлены Союзом первому вице-премьеру В. А. Зубкову и министру сельского хозяйства Е.Б. Скрынник.
Экспорт живых свиней осуществляется европейскими производителями в обход тарифных квот на ввоз свинины в Россию. Пошлина на ввоз свинины внутри квоты составляет 15% но не менее 0,25 евро, сверх квоты – 75%, но не менее 1,5 евро, а на ввоз свиней – только 5%. Неравенство пошлин привело к бесконтрольному росту объемов импорта свиней.
Ввоз свиней в РФ, тыс. тн, в пересчете на убойный вес
Источник: данные ФТС, оценка НСС (до повышения пошлины)Объем импорта свиней за 9 мес. 2009г вырос по сравнению с аналогичным периодом 2008г на 82%. По прогнозам без повышения пошлины по итогам года в Россию будет ввезено более 100 тыс. тн свиней или около 20% объема ввоза свинины предусмотренного импортной квотой.
Ввоз свиней не учитывается Министерством сельского хозяйства РФ при планировании необходимых объемов импорта мяса на последующие годы. Следовательно, ввоз данного вида с/х продукции приводит к бесконтрольному росту предложения на рынке свинины и падению цен ниже уровня необходимого для осуществления расширенного воспроизводства свиней в РФ.
Нетарифные барьеры вопреки принципам «свободной торговли»
Как это не удивительно, но США, являясь ведущим мировым экспортером свинины, столкнулись с теми же проблемами, что и Россия. США традиционно импортируют скот и свиней из Канады и Мексики. Но в последние годы экспорт свиней из Канады начал неуклонно расти. По итогам 2007г. совокупный импорт свиней превысил 10 млн. голов (примерно 1 млн. тн свинины). В конце 2007г на американском рынке свинины начался кризис – производители начали терять деньги на каждой проданной свинье. Тем не менее, импорт свиней остался высоком уровне и в 2008г. составил 9, 4 млн[2]. свиней.
США и Канада входят в Североамериканскую Зону Свободной Торговли (НАФТА). С юридической точки зрения США не имеют возможности ввести пошлины на ввоз свиней для защиты своего рынка. К тому же США «последовательно» выступают за развитие «свободной» торговли и протекционистские меры в этой стране на показ выставлять не принято.
Для решения проблемы была использована старая оговорка устава ГАТТ (ВТО), которая позволяет требовать от импортеров маркировать продукцию, указывая страну происхождения[3]. Подобное требование к торговым партнерам США содержалось еще в законе о сельском хозяйстве 2002[4], но в силу данное положение вступило только весной текущего года. Введение обязательной маркировки пролоббировали сенаторы и конгрессмены, представляющие граничащие с Канадой сельскохозяйственные штаты.
Новые правила, получившие название КУЛ (английское COOL, Country of Origin Labeling), предусматривают обязательную маркировку мяса в розничной торговле. В зависимости от происхождения предусмотрено четыре категории свинины
a) произведенная в США (USA origin);
b) смешанного происхождения (multiple countries of origin);
c) импортированная для забоя (imported for immediate slaughter);
d) иностранное мясо (meat frrom foreign sources).
Для корректной маркировки американские компании, занятые убоем, дистрибуцией и розничной продажей свинины, должны ввести дорогостоящие системы отслеживания происхождения мяса или закупать только мясо «американского происхождения». С другой стороны, отличающиеся демонстративным патриотизмом американские потребители покупают в первую очередь мясо, произведенное в США. Неудивительно, что в этих условиях ввоз живых свиней в США резко сократился. По прогнозу МСХ США в 2009г по сравнению с 2008г падение импорта составит более 30%, а по итогам 2010г по сравнению пиковым 2007г импорт живых свиней сократится почти в 2 раза. Эти цифры показывают, что США эффективно защитили внутренний рынок без применения пошлин и тарифных квот. В связи с введением правил маркировки мяса, Канада и Мексика подали апелляцию в ВТО, усмотрев в действиях США нарушение принципов этой организации. На разбирательство в ВТО уйдут месяцы, что в любом случае позволит США разгрузить внутренний рынок в текущий сложный для американских свиноводов период.
Ввоз свиней в США, тыс. голов
Источник: МСХ США
Некоторые выводы
Сегодня защита собственного с/х производителя является общепринятой практикой в мировой торговле. Разница заключается в том, что одни страны заявляют об этом открыто, а другие – свои действия не афишируют. Россия объясняет свои действия необходимостью развития собственного производства. В США введение любых мер, которые по своей сути являются протекционистскими, объясняется заботой о благе потребителя. На словах, американские чиновники всецело за развитие свободной торговли, на деле – «свобода» заканчивается там, где возникает реальная угроза благополучию американского фермера. В то же время, США расходуют на поддержку собственного сельского хозяйства на порядок больше чем Россия[5].
Меры, направленные на ограничение ввоза живых свиней в России и США, имеют своей целью достижение несколько разных целей. Среди прочего, США полностью обеспечивает себя свининой и стараются нарастить экспорт данной продукции. Американское правительство делает все возможное, чтобы отечественные производители пережили текущий кризис без существенного сокращения стада для возобновления объемов экспорта после окончания стагнации мировой экономики.
В России государственная поддержка является необходимым условием восстановления сельского хозяйства. В мировой практике ввоз свинины, достигающий 30 % потребления, в страну, которая располагает всеми необходимым ресурсами – многочисленным населением, территорией, дешевыми кормами для собственного производства - является уникальным явлением. При равных условиях российские свиноводы способны полностью обеспечить продукцией внутренний рынок. Задача российского правительства заключается в том, чтобы обеспечить своим производителям поддержку сравнимую с той, которую получают свиноводы за рубежом.
М.В. Попов, генеральный директор,
А.В. Дальнов, аналитик ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат»
[1] Здесь и далее по российскому рынку использованы данные ФТС, официальных пресс-релизов Правительства РФ, интервью российских чиновников.
[2] Источник статистики по рынкам Северной Америки – Министерство Сельского Хозяйства США
[3] Университет Гуэльфа, презентация профессора Вильяма Керра «Маркировка страны происхождения и разбирательство в ВТО», 09.09.2009
[4] PUBLIC LAW 107–171, SEC. 10816. COUNTRY OF ORIGIN LABELING.
[5] Для сравнения используется показатель «суммарной поддержки» (total support estimate, TSE), разработанный экспертами Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), который включает оценку средств, товаров и услуг, полученных с/х производителем от государства. Поддержка в ЕС и США составляет более 100 млрд. долл. в каждом случае, в России - 10 – 20 млрд. долл. ОЭСР – международная организация, объединяющая 30 экономически развитых стран, включая страны ЕС, США, Канаду, Японию. Организация представляет собой дискуссионную площадку для выработки согласованной политики по экономическим и социальным вопросам. Источник: Producer and Consumer Support Estimates, OECD Database 1986-2008.
http://www.sosiska.ru