![]() |
Мы и мир: баланс интересов
Современная российская экономика в общем и рынок мяса и мясопродуктов в частности могут развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым. Выбор стратегии развития должен учитывать меняющуюся мировую конъюнктуру и корректироваться в зависимости от общемировых тенденций.
Президент Мясного союза России Мушег Мамиконян – о мировых и российских особенностях рынка мяса, а также факторах, которые определят его развитие на ближайшие несколько лет.
– Мушег Лорисович, расскажите, какие тенденции мирового рынка мяса оказывают влияние на состояние и развитие российского? И какие особенности присущи рынку России?
– Основная тенденция современного мирового рынка – рост потребления мяса и мясных продуктов жителями Китая. Так, по прогнозам объем мирового потребления мяса к 2015 году увеличится на 21,3%, и две трети роста относятся к Китаю.
Данная тенденция ведет к увеличению поставок в Китай американской мясной продукции, прежде всего мяса птицы, при одновременном сокращении объема импорта курятины из США в Россию. В прошлом году Россия впервые закупила меньше американского мяса птицы, чем Китай, который сегодня является главным покупателем продукции.
Изменение конъюнктуры мирового рынка, означающее конец эпохи дешевого импорта, – главный фактор, повышающий конкурентоспособность отечественных производителей и ограждающий потребителей от дешевого некачественного мяса.
На мировом рынке неоднократно возникала ситуация, когда Аргентина в попытке снизить цены на продовольствие на внутреннем рынке страны вводила ограничения на экспорт говядины. Так было в 2004 году, так произошло и в 2010-м. Мы видим, что поступающие таким образом партнеры стран Латинской Америки перекладывают часть социальной напряженности на другие страны, рынки которых зависят от поставок мяса из Аргентины.
Помимо того, что ситуация на международном рынке определяется социально-экономическим развитием отдельных стран, торговля мясом во многом зависит от эпизоотической ситуации, а также подвержена административным рискам, среди которых – введение запрета на экспорт.
На основании этого можно судить о значении сокращения объемов импортной мясной продукции на российском рынке для обеспечения независимости и продовольственной безопасности страны. Главная роль здесь должна принадлежать Правительству России, целенаправленно проводящему политику импортозамещения и поддерживающему эффективные птицеводческие и свиноводческие хозяйства.
При этом необходимо ориентироваться не на доктрину продовольственной безопасности, которая определяет уровень достаточного обеспечения рынка отечественной продукцией, а на стратегию развития агропромышленного сектора России, что позволит производителям не ограничиваться замещением импорта, а искать возможности выхода на мировой рынок.
Я уверен, что крупные российские компании, которые претендуют на звание лидеров отрасли, должны уже сегодня начинать осваивать рынки других стран. В первую очередь следует обратить внимание на страны Индокитая и арабские страны, которые испытывают нехватку зерна и нуждаются в кормах для скота.
Особое внимание участникам рынка стоить уделить сегменту консервированной продукции: за последние 10 лет объем мирового рынка консервов из мяса птицы вырос в три раза. Спрос на консервы из птицы существует не только в странах с низкой покупательной способностью населения, но также в развитых и развивающихся странах. Между тем отечественные птицеводы и мясопереработчики не вывели на рынок ни одной специализированной марки качественных консервов из мяса птицы.
Отмечу также, что в России должна существовать альтернатива для сбыта излишка мяса птицы при его возникновении.
Недооценка перспектив, которые открывает международная торговля и экспорт, – наше первое серьезное упущение. Второе – недопонимание существующей потребности в промышленном производстве крупной, удобной для последующей разделки птицы в противовес выпуску некой усредненной курицы весом
К сожалению, вместо этого российские птицеперерабатывающие предприятия уповают на положительное решение правительства в ответ на их просьбы в очередной раз освободить рынок от импортной продукции. Но сокращения импорта можно и должно добиваться не только административными мерами, а еще повышением уровня конкурентоспособности компании за счет внедрения инновационных технологий, увеличения производительности, улучшения потребительских свойств конечной продукции.
– Как складывались в последнее время торговые отношения между Россией, странами ЕС и СНГ в области поставок мяса? От чего они зависят?
– Экономический климат между странами СНГ в большей степени, чем соображения экономической целесообразности, определяет уровень ветеринарного контроля, а также эпизоотическая ситуация в целом по стране и в отдельных регионах.
Сложности в отношениях со странами СНГ связаны, как правило, с тем, что время от времени к ним попадает продукция из стран, для которых рынок России закрыт, и затем через границу с дружественным государством проникает к нам.
Никаких существенных изменений в структуре и объемах торговли не происходило и не ожидается.
В отношениях со странами ЕС, полагаю, будет наращиваться торговля конечными мясопродуктами при сокращении доли мясного сырья, что связано с уменьшающимися квотами и высокой пошлиной, установленной на покупку импортного мясного сырья в России.
Европейские компании обязательно воспользуются удачным временем для вывода на российский рынок готовых мясных продуктов, увеличения объемов продаж, расширения представленного ассортимента. Тем более что консолидация розничной торговли позволит им сотрудничать с крупными производителями Европы, проводить масштабные промоакции в магазинах. Я думаю, что в ближайшие 5 лет подобные проекты будут существенно влиять на рынок конечных мясопродуктов в России.
– Насколько привлекателен мясной рынок России для иностранных инвесторов и будет ли расти их интерес?
– При том уровне финансовой поддержки, которую оказывает Правительство РФ перспективным инвестиционным проектам в области птицеводства и свиноводства, их реализация должна быть интересна как российским, так и зарубежным производителям. Для них созданы хорошие условия. И уже задача каждой отдельной компании или же инвестиционного фонда, коммерческого банка – просчитать возможные риски и грамотно подойти к технологической части реализации проекта.
Со своей стороны наше государство защищает интересы инвесторов через механизм поддержания цены на рынке, то есть уменьшение квот и увеличение пошлин, что делает эффективной систему планирования компаний, позволяет им максимально точно оценить сроки окупаемости проектов.
– Каким образом с созданием Таможенного союза изменятся отношения в торговле мясом стран-участниц?
– Формально будет затруднительно согласовывать такие внешнеторговые параметры как квоты и пошлины. Думаю, что мобильность правительства при принятии решений в области регулирования внешней торговли уменьшится.
В экономическом отношении никаких изменений не произойдет. Преимущества, которые дает союз казахскому, белорусскому, российскому бизнесу, мясной сектор имеет и вне его: торговля между тремя странами не ограничена.
Я не вижу в рынках Казахстана и Белоруссии потенциала, который могли бы использовать мясопроизводители России, тем более что перед ними сегодня открываются куда более широкие и интересные возможности.
– Как Вы оцениваете перспективы роста отечественного рынка мяса в целом?
– Идет третий год мирового кризиса. По моему прогнозу потребление красного мяса (говядина и свинина) продолжит стагнировать, а белого (птицы), напротив, расти, причем рост составит 3-5%, за исключением первого квартала 2010 года, в котором традиционно наблюдается спад потребления. Доля потребления белого мяса по отношению к красному будет увеличиваться, и в среднесрочной перспективе мясо птицы займет до 45% всего мясного рынка, то есть практически каждый второй килограмм съеденного мяса будет белым.
Высокая цена на говядину на международном рынке и достаточно серьезные пошлины предопределяют высокую цену импортируемой в Россию говядины. Наконец-то цена на нее установится стабильно выше уровня цены на свинину, что приведет к уменьшению потребления говядины в пользу птицы и свинины. Данная тенденция крайне положительно отразится на рынке России, так как конкурентное на сегодня промышленное свиноводство в результате получит новый рынок сбыта продукции.
Можно ожидать, что мясной рынок в среднесрочной перспективе будет формироваться в следующих пропорциях: 45% займет мясо птицы, около 35% – свинина и оставшиеся 20% – говядина.
Журнал «Мясная СФЕРА» №3 (76) 2010
Рубрика: Отрасль\От первого лица
Гость: Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России
Беседовала: Виктория Загоровская