МИС


Надо иметь не только хороший стейк, но и знать, как его приготовить - вице-президент Canada Beef
28.12.2011

Надо иметь не только хороший стейк, но и знать, как его приготовить - вице-президент Canada Beef

Летом этого года три независимые организации, работавшие на рынке говядины Канады, - информационный центр по говядине (Beef Information Center, BIC), Канадская федерация экспортеров говядины (Canada Beef Export Federation, CBEF) и Национальное агентство по взносам (National Check Off Agency, NCOA) объединились в одну - Canada Beef Inc.

О том, в чем была необходимость создания единой организации, какие задачи поставлены перед ней, что ожидают канадские производители и экспортеры говядины и телятины от ее деятельности и какие изменения это внесет в торговлю с Россией, "Интерфаксу" рассказал вице-президент Canada Beef Inc. Эрб МакЛейн.

- В России производство говядины пока далеко о тех показателей, которые есть в Канаде. Поэтому опыт вашей страны, в том числе и в том, как следует организовывать производителей, объединять их усилия на решение общих задач, может очень пригодиться.

Какие задачи поставлены перед новой организацией? Что делается для того, чтобы сохранить преемственность в работе, в реализации программ, которые намечали организации, вошедшие в Canada Beef?

- Новая организация создана по инициативе профессионалов в области животноводства и производства говядины Канады, а также других специалистов. Она основана 1 июля 2011 года.

Российские импортеры из трех вошедших в нее хорошо знакомы с Канадской федерацией экспортеров говядины (CBEF). Мы рассчитываем продолжить и расширить те позитивные начинания, которые федерации удалось инициировать в России.

Задача новой организации, объединившей все сильные стороны этих трех организаций, состоит в продвижении канадской говядины и телятины на международных рынках. Мы разработали и реализуем переходный бизнес-план с тем, чтобы обеспечить непрерывность программ и деловых взаимоотношений. Кроме того, мы также готовим полномасштабный стратегический бизнес-план, который будет внедрен в январе 2012 года.

Перспективы работы новой организации достаточно заманчивы, поскольку она как единый центр координирует ряд ключевых направлений деятельности. С одной стороны - это координация поступления взносов на проведение исследований на внутреннем рынке, с другой - продвижение продукции как на внутреннем, так и на международных рынках. В числе приоритетных рынков есть и Россия.

- Кого объединяет новая организация?

- Это, прежде всего, национальные организации, которые представляют как провинциальные, так и общеканадские объединения производителей говядины. Ее членами являются и компании. Сотрудничество между компаниями и ассоциациями, развитию которого мы способствуем, и является основной движущей силой нашей организации.

- Как финансируется новая организация? За счет чего? Есть ли система членских взносов?

- Финансируется в основном за счет взносов производителей, собираемых в так называемых точках продаж. Но это не членские взносы. Производители, например, выплачивают взносы за каждый вид деятельности. Если они продают животных, то платят организации по $1 за проданную голову. Эти средства направляются на исследования и продвижение продукции.

Членских взносов как таковых у нас нет. Они были до слияния, но наши члены решили сделать Canada Beef организацией, которая не зависит от взносов.

Кроме того, мы сотрудничаем с провинциальными правительствами, а также правительственными организациями на федеральном уровне. Они тоже вносят некоторую часть финансирования для поддержки организации и отрасли.

- А какова эта некоторая часть?

- Речь идет о финансировании конкретных проектов в области продвижения продукции. По некоторым из них доля государственного финансирования доходит до 50%.

- Кто отбирает проекты, которые будут финансироваться с участием государства?

- Есть ряд национальных и провинциальных организаций, которые определяют приоритеты отрасли. В совет директоров Canada Beef входят 16 человек. Они представляют всех производителей говядины и телятины в Канаде. Это и тот сектор, который мы называем первичным производством - ранчо и фермы, но и представители других секторов производства и, разумеется, сами переработчики и экспортеры мяса.

Государство также участвует в определении приоритетов. Они вырабатываются на основе переговоров, которые проводятся между организациями и государственными учреждениями разных уровней. На них вырабатывается последовательная стратегия и программы, отвечающие потребностям и интересам жителей Канады и животноводческой отрасли.

Кроме того, в состав организационной структуры Canada Beef входят подкомитеты. Их задача - сбор информации, которая также помогает определять приоритеты и перспективы развития.

Фактическое исполнение проектов, программ и стратегии также находится в сфере компетенции профессиональных сотрудников, которые работают в двух офисах организации - в Калгари и Торонто.

За рубежом мы имеем пять офисов - в Японии, Корее, Гонконге, Китае, Мексике.

- Есть ли в ваших планах открытие офиса в России? И вообще, какое место занимает наша страна в планах Canada Beef?

- Мы изучаем этот вопрос. Для нас Россия является приоритетным рынком, поэтому рассматриваем возможность открытия российского представительства. Мы считаем, что это позволит достичь наших целей в России. Однако есть многое, чего можно достичь и не имея прямого представительства на этом рынке. И именно этим мы сейчас и занимаемся.

Более того, некоторые компании, принимающие активное участие в работе Canada Beef, имеют представителей в России. Другие компании также думают об этом или уже имеют такие планы.

- Сколько говядины поставила Канада в Россию в прошлом году и что будет в этом?

- В 2010 году Канада в сотрудничестве с российскими импортерами поставила в Россию более 10 тыс. тонн говядины и телятины на 25 млн канадских долларов. И по весу, и по стоимости это примерно на 55% больше по сравнению с 2009 годом.

Поставки мяса крупного рогатого скота из Канады в Россию возобновились в 2007 году. И мы считаем, что такой рост представляет очень хороший тренд.

В этом году торговля говядиной с Россией стабильна. Нам удалось сохранить ровный объем поставок. И мы рассчитываем, что к концу года объем экспорта достигнет уровня 2010 года.

Еще один тренд в торговле говядиной с Россией - это расширение ассортимента. Причем хорошо видно, что увеличивается спрос на продукцию более высокого качества, в частности, на премиальные отруба (мясо из середины туши - ИФ). Для нас это очень позитивный фактор, поскольку он свидетельствует о доверии к канадской продукции вообще и о доверие к ее качеству, в частности.

- Как последние годы строились взаимоотношения канадских производителей и экспортеров с российскими объединениями на мясном рынке, с производителями и импортерами? Все ли поставленные задачи решены?

- Прежде всего, Canada Beef сохраняет все направления сотрудничества с Россией, которые развивались до создания объединенной организации. Нам важно понимать и отслеживать потребности и интересы компаний и организаций на российском рынке. Мы продолжаем те миссии, те проекты, которые хорошо себя зарекомендовали, работают на будущее и приносят пользу как канадской, так и российской стороне.

За последние три года нам удалось установить более тесные взаимоотношения с российским компаниями и организациями путем проведения семинаров и других мероприятий в России. Мы также проводили ознакомительные поездки профессионалов индустрии в Канаду, мы их называем VIP-миссиями. Наши компании принимают участие в выставках в Москве, в частности, в "Продэкспо". И работа в этом направлении будет продолжаться.

Но в настоящее время мы стали больше внимания уделять предприятиям общественного питания, российским шеф-поварам, стремимся к тому, чтобы они больше знали о преимуществах канадской говядины и могли ее достойно предложить посетителям. Мы очень заинтересованы в этом сегменте рынка.

Но мы думаем, что этого недостаточно для того, чтобы о нашей продукции знало как можно больше потребителей. У нас есть обновленная стратегия, которая, в частности, предусматривает расширение представленности в интернете. Сейчас также очень важен обмен информацией об инновациях, о перспективах развития рынка.

Канада и Россия очень похожи друг на друга. У нас одинаковое географическое положение, похожий климат. Мы северные народы. И у нас много общих интересов. Хоккей, например.

Хорошая экологическая обстановка, пресная вода и чистый воздух во многом обеспечивают положительные характеристики канадской говядины. А долгие и холодные зимы позволяют контролировать болезни животных. И, конечно же, качественный генетический материал.

Наша основная ниша в рынке - это качественная говядина и телятина зернового откорма.

- Сколько крупного рогатого скота в Канаде?

- Крупный рогатый скот у нас выращивается практически по всей стране. Всего насчитывается более 13 млн голов мясного направления, в том числе 4 млн голов - племенное стадо.

В Канаде внедрена национальная система идентификации животных, которая является одной из ключевых систем в обеспечении здоровья сельхозживотных. Она регулируется федеральным законом, в соответствии с которым все животные обязательно должны быть идентифицированы радиочастотными метками.

Каждому из них присваивается уникальный идентификационный номер. Эти данные хранятся в национальной базе данных. Если возникают проблемы, то мы всегда можем отследить, откуда они происходят. Это также позволяет нам идентифицировать сегменты стада, например, мы можем выделить такой сегмент, как молодые животные на откорме и таким образом, верифицировать возраст животных, поступающих на убой. В торговле мясом и племенными животными это сегодня особенно важно.

- Почему?

- Это связано с ветеринарными и санитарными требованиями стран-импортеров к ввозимому товару. Как правило, большинство стран - импортеров мяса и продуктов его переработки стремятся разрешать ввоз мяса молодых животных. Это также позволяет нам следовать требованиям Всемирной организации по охране здоровья животных.

- Видите ли вы какие-либо препятствия на пути канадской говядины в Россию? Как оцениваете российские ветеринарные требования? Часто ли поставщикам приходится сталкиваться с проявлениями бюрократизма?

- Canada Beef является организацией, основная задача которой, как я уже говорил, - продвижение продукции. Мы не лоббируем интересы производителей, но мы доносим до сведения организаций и компаний в Канаде условия, необходимые для доступа на российский и другие зарубежные рынки.

Канада может экспортировать в Россию говядину и произведенные из нее все виды продуктов от животных младше 30 месяцев. Если речь идет о поставках продукции от животных старше 30 месяцев, то это должно быть только бескостное мясо. Сейчас запрещены и поставки субпродуктов от таких животных.

В настоящее время компетентные органы России и Канады проводят переговоры, на которых обсуждается возможность разрешения поставок говядины на кости от животных старше 30 месяцев и субпродуктов.

Кроме того, рассматривается возможность включения в список поставщиков мясной продукции в Россию тех мясоперерабатывающих заводов, которые пока не имели право на это.

Чем больше будет поставщиков, тем шире будет выбор у российских импортеров и потребителей. Каждый перерабатывающий завод в Канаде имеет специализацию. Некоторые из тех заводов, которые подали заявку на одобрение на поставки в Россию, производят высокоценные продукты. Они могут расширить ассортимент тех видов продуктов, которые доступны для российских потребителей. Я уже говорил, что спрос на такую продукцию растет.

Кроме того, наличие большого количества поставщиков, возможно, позволяет достичь более конкурентоспособной цены.

- И в какой стадии переговоры с российскими компетентными органами по этим двум направлениям торговли?

- Недавно начал функционировать Таможенный союз и в процессе получения одобрений появился еще один уровень. Но, с другой стороны, мы можем понять озабоченность надзорных органов той или иной страны по поводу качества ввозимой продукции и их ответственность за то, чтобы это качество соответствовало ветеринарным и санитарным требованиям.

В мае этого года специалисты Таможенного союза проинспектировали ряд дополнительных мясоперерабатывающих заводов в Канаде. Мы надеемся в скором времени получить хорошие новости об их утверждении в качестве экспортеров в Россию.

В первую очередь мы рассчитываем на то, что список предприятий, которым будет предоставлено право на поставки продукции в Россию, будет расширен. Не исключено и то, что говядина на кости от животных старше 30 месяцев тоже будет допущена на российский рынок.

- Вы сказали о похожести России и Канады. У нас тоже много пресной воды, чистый воздух, нормальная экология. Тогда почему же, на ваш взгляд, нам пока не удается наладить производство говядины?

- Большую часть жизни я занимался генетикой и животноводством на разных уровнях. За последние несколько лет много поездил по России, консультировал. До того, как занялся вопросами именно экспорта говядины, работал в организации, которая занимается вопросами производства, экспорта эмбрионов, спермы и живых животных в Россию.

Я знаю о том, что в России не существует такой развитой культуры производства говядины, какая есть в Канаде. А также отсутствует то, что я бы назвал культурой потребления говядины. В результате процесс развития собственного мясного производства отстает.

Однако можно учиться канадским моделям. В первую очередь это касается генетики, системы разведения племенных животных. Немаловажно усвоить систему менеджмента, а также все, что касается кормов и схем кормления животных.

И очень правильно, что в настоящее время развитие производства говядины является приоритетом для правительства России.

Передача опыта и знаний занимает время. Но я вижу, что ситуация меняется. На российском рынке уже есть канадский генетический материал, работают канадские эксперты, внедрены канадские технологии выращивания животных.

И на самом деле есть огромный потенциал для развития этой отрасли в России. Но надо понимать, что просто иметь хороший и дорогой стейк недостаточно. Надо знать, как его приготовить, и уметь это делать.

Это довольно увлекательное занятие - стремится включить качественную говядину и телятину канадского производства в культуру высокой кухни в России. В то время как на развитие собственного производства может уйти много времени, наша продукция доступна уже сейчас.

К тому же крупный рогатый скот имеет достаточно длинный биологический цикл воспроизводства, процесс производства говядины достаточно медленный. Так что у канадских производителей пока есть хорошая возможность экспортировать свою продукцию на российский рынок.

Источник:  Finmarket.ru