![]() |

«Наноупаковка»: инновационный проект. Айрат Баширов, президент компании «Данафлекс».
Какие новые тенденции прослеживаются на мировом и российском рынке упаковки? Какие инновации используются в производстве упаковки для мясопродуктов и есть ли в них место для нанотехнологий? Об этом мы поговорили с президентом компании «Данафлекс» Айратом Башировым.
– Упаковочная отрасль развивалась очень бурно на протяжении последних 20 лет. Каковы нынешние темпы ее развития? Отразился ли кризис на упаковке для мясопродуктов и в чем это выразилось?
– Упаковочная отрасль была и остается одной из наиболее быстроразвивающихся. Производство упаковки является высокотехнологичным, обладающим значительным потенциалом роста и широкими перспективами развития. Конечно, кризис внес свои коррективы, однако, в целом, отрасль не претерпела значительных изменений и развивалась достаточно динамично. Это обусловлено обстановкой на рынках потребляющих отраслей, и, прежде всего, в пищевой промышленности, на долю которой приходится около 50% рынка упаковки в целом и около 70% рынка потребительской упаковки.
Потребление продуктов питания, и в том числе мясопродуктов, в последнее время хоть и сокращалось, но сокращалось достаточно медленно. Поэтому производители упаковки не столкнулись с повальным обрушением спроса. Мало таких отраслей промышленности, где кризис не проявил бы себя в той или иной степени. С другой стороны, он также открыл новые возможности для развития. Уже сегодня мы чувствуем, что рынок постепенно выходит из кризиса.
– Что нужно сегодня производителям мясопродуктов от упаковки? Какие современные решения предлагает рынок и какие характеристики и качественные показатели отличают инновационную упаковку от традиционной?
– Безусловно, когда речь идет о мясопродуктах, упаковочный материал должен обладать такими свойствами, которые позволят сохранитьихв надлежащем качестве в течение длительного периода времени. Он должен обладать высокой прочностью и высокими барьерными характеристиками, если мы говорим о «физ-мехе». Кроме того, очень важно предусмотреть и предугадать желания потребителя относительно удобства использования упаковки. Например, сейчас очень востребована упаковка с возможностью разогрева или приготовления в микроволновой печи.
Всем известно, что упаковка позволяет сформировать мнение о продукте не только во время покупки, но и в процессе его использования. В одних случаях покупателя привлекает удобство упаковки и возможность пользоваться ею несколько раз, в других – прочностные качества, герметичность и др.
В последнее время на отечественном рынке наблюдается увеличение спроса на полимерные упаковки с жесткой нижней формой, запечатанные сверху мягкой пленкой. Это потребительские упаковки полуфабрикатов, готовых вторых блюд, салатов, рыбных пресервов, нарезки, икры и морских деликатесов. Потребители оценили их за функциональность, удобство пользования и большие сроки хранения продукции.
Улучшить характеристики упаковочных материалов для мясопродуктов можно благодаря использованию многослойных пленок, состоящих из различных полимеров и комбинаций материалов, а также внедряя наночастицы, придающие те или иные свойства пленочному материалу.
– Что подразумевает под собой понятие «наноупаковка» применительно к пищевой промышленности? Расскажите о последних разработках компании, ориентированных на участников мясного рынка, их назначении и возможностях.
– На сегодняшний день наша компания реализует проект по производству высокобарьерной гибкой упаковки с применением нанотехнологий, которая будет предназначена преимущественно для упаковки продуктов питания, в том числе мяса и мясопродуктов. По внешнему виду она абсолютно ничем не отличается от традиционной. Невооруженным взглядом нельзя разглядеть присутствие наночастиц. Высокобарьерный слой создается путем соэкструзии либо путем контролируемого нанесения покрытий оксида алюминия тончайшим слоем толщиной всего 20-50 нм на полимерную основу.
Применение таких технологии позволит увеличить срок хранения мясных продуктов без ущерба качеству. Высокобарьерная гибкая упаковка является заменой традиционной консервной банке, она позволяет, при необходимости, подвергать продукцию температурной обработке и разогревать, не распаковывая, в СВЧ-печах. Важным преимуществом для потребителя является то, что нанокомпоненты за счет высоких барьерных свойств позволяют увеличить срок хранения продуктов без всяких консервантов. В конечном итоге это приводит к существенному снижению использования консервантов в продуктах питания.
– Каких затрат требует от мясопереработчиков внедрение инноваций? Насколько сегодня востребована упаковка нового поколения участниками рынка?
– Учитывая наукоемкость и довольно высокую стоимость, внедрение нанотехнологий в производственный процесс остается доступным далеко не всем предприятиям. Однако востребованность очевидна. Так называемая «наноупаковка» по своей сути является высокобарьерной упаковкой. Основные тенденции на рынке – рост потребления охлажденного и свежего мяса, упакованных готовых мясопродуктов, которые требуют именно высокобарьерной упаковки. И «наноупаковка» с ее многочисленными преимуществами здесь как нельзя кстати.
– Какие факторы стимулируют использование нанотехнологий в упаковке продуктов питания, в частности, мясных?
– Правительством РФ взят курс на модернизацию экономики и внедрение инноваций, лично я уверен, что такой путь в конечном итоге окажет исключительно благотворное влияние на развитие инновационных проектов.
– Как можно оценить объем мирового и российского рынков наноупаковки, а также перспективы роста в ближайшие несколько лет?
– Производство «наноупаковки», подобной той, какую планируем выпускать мы, сегодня активно внедряется за рубежом. В России ее производство отсутствует. На мой взгляд, реализация этого проекта станет новым этапом развития рынка гибкой упаковки в России. Ожидается, что объем продаж «наноупаковки» в 2016 году составит 20 тыс. тонн.
Журнал «Мясная СФЕРА» №3 (82) 2011
Гость: Айрат Баширов, президент компании «Данафлекс»
Беседовала: Виктория Загоровская
Фото с сайта www.business-gazeta.ru