![]() |

Наша цель – выход на федеральный уровень. Интервью Евгения Нарукова, генерального директора агрохолдинга «Уралбройлер»
Агрохолдинг «Уралбройлер» является самым крупным птицеводческим предприятием Южного Урала. Он демонстрирует рекордные темпы роста, ежегодно увеличивая объемы производства в два раза.
«Дальнейшее наращивание объемов производства и выход на федеральный уровень позволят агрохолдингу войти в тройку крупнейших сельскохозяйственных предприятий страны», – говорит генеральный директор агрохолдинга «Уралбройлер» Евгений Наруков.
– Евгений Сергеевич, расскажите, какие особенности присущи рынку мяса птицы Уральского региона и чем они обусловлены?
– Рынок мяса птицы в Уральском регионе динамично развивается. В 2010 году в Челябинской области было произведено 174 тыс. тонн мяса птицы, что позволило занять четвертое место среди регионов России по объемам выпускаемой продукции. На производственных площадках агрохолдинга «Уралбройлер» в прошлом году было произведено порядка 55 тыс. тонн мяса птицы. Это весьма неплохой показатель, который в ближайшие годы мы планируем увеличить более чем вдвое.
На данный момент в области действуют четыре крупные мясные птицефабрики: ЗАО «Уралбройлер» (Аргаяшская), Магнитогорский птицекомплекс, ООО «Равис – птицефабрика “Сосновская”» (Сосновский район), ООО «Чебаркульская птица» (Чебаркульский район). Конкуренция среди сельскохозяйственных предприятий региона с каждым годом усиливается, поэтому участники рынка стремятся увеличивать производственные мощности уже имеющихся птицефабрик, а также строят новые либо приобретают действующие предприятия.
В этом году в Челябинской области планируется начать строительство нескольких птицефабрик, запланирована модернизация Аргаяшской птицефабрики, входящей в структуру агрохолдинга «Уралбройлер».
Что касается особенностей развития рынка мяса птицы на Урале, то заметно стремление предприятий увеличить долю охлажденной продукции в структуре производства. Причина состоит в том, что торговые сети, как правило, предпочитают работать с охлажденным, а не с замороженным мясом, тем самым снижая затраты на хранение продукции. Данные независимых исследований свидетельствуют о том, что с каждым годом намечается тенденция смещения потребительских предпочтений в сторону более дорогих и качественных продуктов, таких как филе, грудка и охлажденное мясо птицы в целом. Кроме того, повышается спрос на полуфабрикаты. Предприятия региона стараются отвечать запросам населения, расширяя ассортиментную линейку и повышая качество производимой продукции.
– Назовите преимущества вашего предприятия в сравнении с конкурентами.
– Пожалуй, в первую очередь, это гарантия качества нашей продукции. Именно поэтому покупатели нам доверяют. В последнее время люди начали с большим вниманием относиться к своему здоровью. При этом наиболее доверительное отношение формируется к продукции местных производителей. Покупателю важно знать, в какой местности выращивался цыпленок, насколько среда благоприятная и экологически чистая. Данные независимого исследования, проведенного агентством «Маркетинг Индустрия», показали, что продукция нашего агрохолдинга в Челябинске известна 99,5% населения, в Екатеринбурге – 77,5%. Ежедневно треть жителей уральского региона покупают изделия под торговой маркой «Аргаяша».
На производственных площадках агрохолдинга «Уралбройлер» установлено эффективное и автоматизированное современное оборудование, в основном голландского и австрийского производства, которое позволяет продукции храниться дольше, не теряя при этом вкусовых качеств. Кроме того, агрохолдинг имеет аттестованную лабораторию, которая не только контролирует качество входного и исходящего сырья, но и исследует продукцию в процессе производства. Это позволяет гарантировать безопасность продукта и его высокое качество.
Пожалуй, в этом и заключаются наши главные преимущества.
– Как можно оценить степень участия местных властей в развитии рынка и уровень поддержки бизнеса со стороны региональной администрации?
– Областная Челябинская власть, бесспорно, помогает местным производителям. За последние пять лет в строительство и модернизацию регионального птицепрома инвестировано около 15,7 млрд руб. собственных и заемных средств, в том числе 1,9 млрд – из федерального и областного бюджетов. Благодаря этому в Челябинской области заработали девять новых площадок для выращивания цыплят-бройлеров и молодняка, а также племенной репродуктор.
Поддержка птицеводческих предприятий также осуществляется путем предоставления субсидий на компенсацию понесенных затрат. А 95% – это субсидирование процентов по кредитам в размере ставки рефинансирования Банка России (8%).
По прогнозам областного Министерства сельского хозяйства, в ближайшие пять лет в сферу птицеводства будет инвестировано порядка 15 млрд руб.
– Вы сказали, что в течение нескольких лет предприятие планирует увеличить производственные мощности по выпуску продукции птицеводства.А каков сегодняшний объем производства, и до какого показателя планируется его довести?
– На данный момент агрохолдинг реализует несколько крупных проектов. В частности, ко второму кварталу 2012 года планируется увеличение производственной мощности Аргаяшской птицефабрики с 55 до 80 тыс. тонн мяса птицы в год. Проект предусматривает реконструкцию существующих производственных помещений– 22 птичника и инкубатор, строительство убойно-перерабатывающего комплекса и цеха утилизации, приобретение высокотехнологичного оборудования, отвечающего современным требованиям.
Кроме того, уже сейчас мы понимаем, что нельзя бесконечно увеличивать производство в рамках существующих активов. У нас есть проект по строительству еще одной птицефабрики в Челябинской области мощностью 50 тыс. тонн в год. Планируется, что в 2012 году она будет введена в эксплуатацию. И мы не исключаем, что через три-четыре года у нас появятся ресурсы для покупки действующих предприятий.
К счастью, у агрохолдинга есть ряд технологий, которые позволяют быстро повысить эффективность купленного актива, и, если будет возможность, мы намерены ими воспользоваться.
– Насколько я знаю, в настоящее время ведется строительство комбикормового завода агрохолдинга «Уралбройлер»…
– На самом деле комбикормовый завод уже введен в эксплуатацию. В тестовом режиме он был запущен в январе этого года. В первом квартале велась наладка технологического процесса. Официальное открытие состоялось 19 апреля, завод посетил губернатор Челябинской области Михаил Юревич. Выход на проектную мощность запланирован на 2 квартал 2011 года. В данный момент на комбикормовом заводе производится порядка 300 тонн кормов в сутки. Проектная мощность – 30 тонн в час, то есть 500-600 тонн в сутки. Этот объем способен полностью обеспечить предприятия агрохолдинга высококачественным продуктом.
– Насколько выгодно птицефабрикам заниматься производством комбикормов?
– Я бы сказал, что это не только выгодно, но и жизненно необходимо, поскольку наличие собственного кормозавода позволяет предприятию не только снизить расходы на закупку кормов, но и повысить их качество. Хорошие производственные показатели можно получить, только управляя рационами кормления. А высокие привесы приводят к снижению себестоимости производства выпускаемой продукции, повышению его эффективности. С запуском комбикормового завода мы рассчитываем увеличить привесы цыплят-бройлеров с 51 до 54 г, свинины – с 870 до 890 г.
– По Вашим прогнозам, какие изменения произойдут в комбикормовой отрасли в этом году и чем они будут обусловлены?
– Скорее всего, в первую очередь будет меняться отношение крупных животноводческих и птицеводческих хозяйств к комбикормовой промышленности. В последние годы многие крупные компании стремятся строить собственные комбикормовые заводы или цеха, нередко покупают уже действующие предприятия. Думаю, эта тенденция продолжится и в этом году.
Кроме того, сегодня рассыпные корма потеряли свою актуальность, поэтому на рынке наметился новый тренд – предприятия переходят на гранулированные корма. Причина этого состоит в том, что сбалансированные витаминные компоненты сохраняются внутри гранулы и доходят до птицы без механических разрушений и потерь. За счет этого повышается усвоение потребляемых кормов и, как следствие, увеличиваются среднесуточные привесы.
Поскольку все поголовье птиц получает корм почти одновременно и физиологические процессы формирования мышечной массы также происходят равномерно для всего стада, то снижается и показатель его разнородности. Таким образом, использование гранулированных кормов несет в себе неоспоримое преимущество – птица развивается в равных условиях, поголовье доходит до основного забоя с однородным конечным весом, сохранность поголовья находится на высоком уровне.
– К каким последствиям может привести рост цен на комбикорма из-за засухи?
– К росту цен на продукцию – между ними существует прямая зависимость. Нужно понимать, что около 60% в структуре себестоимости мяса птицы составляют комбикорма, поэтому если цена будет расти, это может негативно отразиться на себестоимости, а как следствие – на кошельке конечного потребителя.
– Какие продуктовые направления и категории Вы находите наиболее привлекательными и «долгоиграющими»?
– В последнее время активно растет спрос на полуфабрикаты со стороны потребителей. Современные люди стремятся рационально расходовать свое время, не тратя его на приготовление пищи. Исследовав потребительские предпочтения россиян, агрохолдинг «Уралбройлер» начал расширять линейку полуфабрикатов. Кроме того, наступила весна, поэтому мы пополнили ассортиментный ряд несколькими видами шашлыков из мяса птицы и свинины. Появление новых продуктов обусловлено динамичным развитием рынка полуфабрикатов и высоким спросом на мясные изделия со стороны потребителей.
– Как вы оцениваете экспортный потенциал российского птицеводства?
– Экспортный потенциал отрасликрайне высок, причем Россия имеет все шансы стать одним из ведущих мировых экспортеров продукции птицеводства. Отечественные товары могут составить достойную конкуренцию западным аналогам. Кроме того, стремление российских предприятий к повышению эффективности производства, повышение уровня автоматизации, улучшение качества продукции позволяют рассчитывать на то, что Россия в ближайшее время может стать крупным экспортером мяса птицы.
– По Вашему мнению, какое влияние на мясной рынок России и Европы окажет Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии? Каким образом он может затронуть интересы агрохолдинга?
– Скорее всего, Вы знаете, что в страны Таможенного союза с 1 января 2011 года продукция ввозится и вывозится только по единым ветеринарным сертификатам ТС. Агрохолдинг «Уралбройлер» в декабре прошлого года получил необходимый сертификат и был включен в перечень предприятий-экспортеров в страны Таможенного союза. С точки зрения развития бизнеса это позволяет нам осваивать новые рынки сбыта, что особенно актуально в связи с планами по увеличению объемов производства. Сотрудничество с Казахстаном нам более интересно, чем с Белоруссией, поскольку кормовая база южных регионов нашей страны и, к примеру, Украины, более доступна местным производителям. Стоимость кормов снижается, так как их поставляют напрямую через западные порты. Между тем, учитывая отдаленность Челябинской области, себестоимость нашей продукции из-за длительной транспортировки кормов сюда и готовой продукции обратно увеличивается в среднем на 5 руб. Поэтому в компании выбрана стратегия продвижения на восток. Планы продаж еще не выстроены, в настоящее время мы изучаем рынок, ведем переговоры.
Мы постоянно расширяем географию поставок. Сейчас поставляем продукцию в Свердловскую и Челябинскую область, Пермский край, Башкортостан и другие регионы. Наша главная цель на ближайшее время – выход на федеральный уровень. Через четыре года мы должны работать на два федеральных округа, а через шесть лет – на четыре. Хотелось бы, чтобы наша продукция была представлена во всех крупных торговых сетях России. Думаю, что эта цель вскоре будет достигнута. Увеличение объемов производства и выход на федеральный уровень позволят агрохолдингу «Уралбройлер» войти в тройку крупнейших сельскохозяйственных предприятий страны.
Визитная карточка компании
Агрохолдинг «Уралбройлер» – крупнейшее объединение агропромышленного комплекса в уральском регионе. Агрохолдинг реализует свою деятельность по нескольким направлениям: мясное и яичное птицеводство, свиноводство, мясопереработка.
«Уралбройлеру» принадлежит 37% поголовья бройлеров птицефабрик Южного Урала.
Птицеводческое направление агрохолдинга образовано в 2001 году на базе опытного бройлерного производства Аргаяшской птицефабрики. Объем производства в 2010 году – 55 тыс. тонн. Планируемое увеличение производственной мощности ко второму кварталу 2012 - до 80 тыс. тонн мяса птицы в год. Объем инвестиций – 1,8 млрд. рублей.
В апреле 2011 года был введен в эксплуатацию полностью реконструированный комбикормовый завод. В данный момент здесь производится порядка 300 тонн кормов в сутки. Выход на проектную мощность – 30 тонн в час, то есть 500-600 тонн в сутки – запланирован на второй квартал 2011 года.
Справка:
общее поголовье бройлеров – 3 млн
объем годового валового производства в живом весе – 55 тыс. тонн
среднесуточный привес бройлеров - 51 г
сохранность поголовья птицы – 97%
конверсия корма на цыпленка-бройлера – 1,70 кг
среднесдаточный живой вес 1 птицеголовы – 1,940 кг
объем годового валового производства в живом весе – 55 тыс. тонн
среднесуточный привес бройлеров - 51 г
сохранность поголовья птицы – 97%
конверсия корма на цыпленка-бройлера – 1,70 кг
среднесдаточный живой вес 1 птицеголовы – 1,940 кг
Журнал «СФЕРА/Птицепром» №3 (07) 2011
Гость: Евгений Наруков, генеральный директор агрохолдинга «Уралбройлер»
Беседовала: Виктория Загоровская
Фото с сайта theoryandpractice.ru