МИС


16.03.2011

Попасть в десяточку.Интервью с председателем совета директоров компании "Оптифуд" Иваном Оболенцевым.

Несмотря на кризис, Группа компаний «Оптифуд» в 2008-2009 годах не сокращала, а напротив, продолжала расширять свою инвестиционную программу. В ноябре прошлого года в Ростовской области состоялось открытие Семикаракорского мясоперерабатывающего комбината, который является важным звеном масштабной программы по созданию крупного агрохолдинга, рассчитанного на производство 100 тыс. тонн готовой продукции в год.

С учетом введенных мощностей по переработке в 2010 году «Оптифуд» будет производить больше мяса птицы, чем его выпускала вся Ростовская область в самые благоприятные годы. Ввод нового предприятия приблизил группу компаний к осуществлению поставленной цели – войти в десятку лидеров отрасли.

Председатель совета директоров Холдинговой компании «Оптифуд» Иван Оболенцев рассказал о политике компании и дал оценку государственной политике.

 

– Иван Александрович, как получилось, что минувший год оказался для Вас удачным временем для развития?

– Успеху ГК «Оптифуд» на рынке способствует правильный выбор стратегии развития. Вырученные от торговых операций средства вкладываются не в расширение закупок за рубежом, а в развитие собственного производства и переработки мяса птицы, что позволило снизить негативное воздействие кризиса.

С открытием Семикаракорского МПК, рассчитанного на производство 60 тыс. тонн готовой продукции из мяса птицы в год, компания полностью закрыла свои проектные потребности по убою и переработке птицы.

Финансирование проекта осуществлялось как из собственных средств «Оптифуда» – 70 млн руб., так и за счет кредитных ресурсов «Россельхозбанка», предоставившего инвестиционный кредит в размере 480 млн руб. сроком на два года.

К концу 2010 года будут закончены работы по вводу в эксплуатацию производственных мощностей с соответствующей инфраструктурой для выращивания и переработки птицы (птичники, инкубаторы, кормоцеха, ветеринарные лаборатории, складские помещения) в Ростовской области в объеме 100 тыс. тонн в год.

Высокие показатели качества и санитарной безопасности производимых продуктов питания достигаются за счет инновационных технологий и высокотехнологичного оборудования. На птицефабриках используются высокопродуктивные кроссы бройлеров. Птичники оснащены системами автоматического кормления, поения и оборудованием для вакцинации, а также современной высокотехнологичной линией убоя, разделки и переработки бройлеров производства компании Meyn (Нидерланды). На предприятии применяется технология воздушно-капельного охлаждения тушек птицы, позволяющая выпускать высококачественное охлажденное мясо, а также широкую номенклатуру мясных полуфабрикатов.

 

– На данный момент птицеводство является одной из наиболее перспективных отраслей сельского хозяйства. Не могли бы Вы оценить объем российского рынка мяса птицы и темпы роста? Велика ли рентабельность производства?

– По предварительным данным, емкость рынка мяса птицы в России составила в прошлом году почти 3,5 млн тонн, или примерно по 24 кг на душу населения в год, что пока еще далеко от рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения норм потребления. Производство мяса птицы даже в период кризиса расширяется хорошими темпами, хотя и менее высокими, чем в «тучные» годы. За 2009 год оно возросло на достойные 15% – до 2,5 млн тонн против 20% в 2008 и 23% в 2007 году. На 2010 год мы прогнозируем новый прирост производства в размере 10% или 250 тыс. тонн по физическому объему.

Инвестиционная привлекательность птицеводческой отрасли остается высокой. По оценкам специалистов, в рамках Госпрограммы развития АПК птицеводческими предприятиями России за последние годы реализованы инвестиционные проекты на сумму свыше 60 млрд руб.

Рентабельность производства напрямую зависит от инновационных технологий и высокотехнологичного оборудования, что может быть обеспечено только крупными аграрными предприятиями. В среднем за самые благоприятные 2005-2007 годы показатель рентабельности входящих в «клуб 100» компаний составлял 22,7%, тогда как в целом по отрасли для бройлерных предприятий он в этот период не превышал 5%. В результате достаточно большое число птицефабрик закрылось либо объявило о возможном банкротстве. За период 2008-2009 годов показатели рентабельности несколько снизились, что во многом объясняется снижением потребительского спроса на фоне высокой стоимости кредитных ресурсов и сохраняющегося роста тарифов на электроэнергию, газ, воду.

Сроки окупаемости вводимых в эксплуатацию птицеводческих предприятий, составлявшие раньше от 4 до 5 лет, сейчас скорректированы до 7-8 лет.

 

– Насколько высока конкуренция на рынке? Стала ли она меньше или, наоборот, острее в период кризиса?

– Конкуренцию отечественному мясу птицы составляют в основном импортные тушки, завозимые из Бразилии и Евросоюза. Американские куриные окорочка менее опасны с этой точки зрения, поскольку они занимают отдельную ценовую нишу, к тому же их импорт стремительно сокращается. Конкуренция на внутреннем рынке между отечественными производителями будет усиливаться по мере его наполнения продукцией российских птицефабрик. Уже в 2009 году в некоторых регионах вследствие ослабления спроса ощущался временный переизбыток предложения.

В этих условиях успех обеспечивают правильный выбор стратегии развития и оперативное реагирование на быстро меняющиеся вкусы потребителя. ГК «Оптифуд» взяла, на наш взгляд, правильное стратегическое направление – наращивание производства охлажденной продукции, расширение выпуска и ассортимента полуфабрикатов из мяса птицы, выход в регионы, налаживание связей с сетевыми магазинами.

 

– Как сейчас выглядит географическая структура продаж «Оптифуда»? Отличается ли уровень спроса в разных федеральных округах России?

– Реализация продукции ГК «Оптифуд» осуществляется через сетевые магазины «Ашан», «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток», а также другие крупные торговые компании в Северо-Западном, Центральном, Приволжском, Южном и Уральском федеральных округах. Как известно, в России достаточно много регионов дотационных, с низким уровнем доходов населения. Спрос в них, особенно в период кризиса, сохраняется в основном на продукцию низшего ценового сегмента – замороженное мясо птицы, в том числе американские окорочка.

Поскольку платежеспособность населения в регионах существенно варьируется в зависимости от уровня доходов и предпочтений, «Оптифуд» поставляет продукцию из мяса птицы, рассчитанную на все категории потребителей. Так, тушки и части тушек собственного производства продаются под узнаваемыми брендами «Куроедов», «Славица» и «Куромания». Предлагаем и импортное мясо птицы – под брендом «Оптимальный выбор».

 

– Оцените перспективы кооперации производителей и торговых сетей: где они могли бы найти точки соприкосновения?

– Обе стороны – и сельхозтоваропроизводители и представители торговых сетей – заинтересованы друг в друге. Чем больше будет сетевых магазинов, тем больше каналов сбыта для сельхозпроизводителей.

Принятый закон о торговле в целом удовлетворяет требованиям производителей. В нем учтены принципиальные для поставщиков продукции моменты – обеспечение недискриминационного доступа для отечественного продовольствия на потребительский рынок и возможность гарантированной реализации произведенной продукции в экономически оправданные сроки по справедливой цене. Предприятия торговли не должны включать в соглашения с поставщиками дискриминационные условия, препятствующие доступу на рынок или выходу из него другим хозяйствующим субъектам, а также нарушать установленный порядок ценообразования.

Во всем мире и торговля продовольствием и сельское хозяйство регулируются государством. Мы еще только в начале пути. Поэтому с момента вступления в силу закона о торговле и в течение нескольких лет его действия необходим серьезный мониторинг по чувствительным точкам соприкосновения поставщиков и торговли. На базе данных такого мониторинга можно будет делать выводы об эффективности этого регулирующего инструмента. Не исключено, что в закон потребуется внесение поправок и дополнений.

 

– Какова в принципе степень участия государства в отрасли? По Вашим прогнозам, как изменит рынок сохранение механизма квотирования и принцип распределения квот?

– Российское птицеводство сейчас полностью сосредоточено в частном секторе. Однако роль государства в поддержке АПК (растениеводство, животноводство) как во всем мире, так и у нас, достаточно значительная. При этом государство может участвовать в формировании себестоимости продукции такими рыночными мерами, как субсидирование процентной ставки по кредитам, льготное налогообложение и мерами таможенно-тарифной политики. Именно благодаря подобным системным мерам поддержки агропромышленный комплекс России в кризисный период сохранил поступательные темпы развития, несмотря на отрицательные тренды в других отраслях.

Мы уверены в том, что механизм распределения импортных квот на мясо и мясопродукты необходимо сохранить на весь период действия госпрограммы, а более оптимально – до того момента, когда отечественные птицеводы смогут полностью заместить импорт и окупить вложенные инвестиции. При этом ряд обсуждаемых сейчас мер, в том числе продажа части квот на аукционе (до 30% объема), нуждаются в более тщательном анализе.

Решение о продаже трети квот на аукционе может привести к монополизации поставок узким кругом крупнейших компаний, в том числе непрофильных игроков, обладающих мощным финансовым ресурсом и связанных в основном с иностранным капиталом. При этом пострадают и крупные российские импортеры, большинство из которых уже не ограничиваются сферой поставок и инвестируют в мясной сектор, а также в сельскохозяйственную инфраструктуру, то есть одновременно являются производителями и переработчиками мяса. Аукционная торговля квотами отвлечет у этих компаний значительные оборотные средства, чем ухудшит их финансовое положение и приведет к сокращению финансов на эксплуатацию и модернизацию действующих предприятий, приостановлению строительства новых объектов, замораживанию незавершенных производственных мощностей и невыполнению планов по созданию дополнительных рабочих мест.

Как показывает комплексный анализ предложенных мер, в целях оптимизации отечественного мясного рынка и поддержания потребительских цен на мясо и мясопродукты на приемлемом уровне целесообразно максимально полно задействовать имеющийся механизм регулирования импорта за счет разумного маневрирования объемами квот и сроками, предусмотренными для их определения.

Помимо этого реформирование системы тарифного квотирования, в случае если это действительно будет признано необходимым, должно подкрепляться системными мерами технического регулирования. При этом вводимые санитарные и ветеринарные нормы не должны использоваться в качестве торговых барьеров, а разрабатываемые в России технические регламенты должны быть гармонизированы с научно обоснованными общепринятыми требованиями международных стандартов. Содержащиеся в техрегламентах требования должны основываться на достигнутом в отрасли уровне производительных сил. Иначе технический регламент по мясу птицы ожидает судьба техрегламента на молокопродукты, значительная часть требований которого на практике не выполняется.

 

– Грядущее вступление России в ВТО волнует всех, в первую очередь производителей. С Вашей точки зрения, готовы ли наши компании к конкуренции с западными?

– На сегодня до сих пор нет четкой оценки (в цифрах) последствий присоединения России к ВТО для сельского хозяйства. Высказывается целый ряд пессимистических точек зрения в отношении этого вопроса, особенно в части АПК, которые базируются на примитивном сравнении цифр господдержки и уровней таможенно-тарифной защиты рынков. В подобных расчетах не учитывается стоимость кредитных ресурсов и их длина, условия привлечения, состояние инфраструктуры и источники ее финансирования, таможенно-тарифная защита внутренних рынков наших потенциальных конкурентов, биоклиматические и организационно-хозяйственная возможности стран, с продукцией которых нам придется конкурировать как на внешних и на внутренних рынках.

Необходимо признать, что значительная часть российских сельскохозяйственных предприятий к прямой конкуренции пока не готова, она рассчитывает на диверсификацию мер господдержки и, в случае необходимости, ужесточение мер таможенно-тарифного регулирования.

Переговоры по вступлению в ВТО необходимо продолжать, добиваясь от наших партнеров таких условий присоединения, которые минимизируют ущерб для нашей отрасли. Единственный реальный путь для этого – продолжение курса на повышения качества и конкурентоспособности российской продукции за счет увеличения господдержки сельского хозяйства, технологической модернизации предприятий, внедрения инновационных технологий, совершенствования мер таможенно-тарифной политики, технической регламентации и земельного законодательства.

 

– В мае прошлого года Вас избрали председателем Агропромышленного союза России. Как Вы оцениваете изменение роли отраслевых союзов, ассоциаций и объединений в развитии АПК? Каковы основные задачи и направления работы союзов и какими примерами можно проиллюстрировать успешную консолидацию усилий игроков рынка?

– В ближайшие годы необходимо создать такие условия, при которых агропромышленный комплекс страны стал бы инвестиционно привлекательным как для крупного, среднего и малого бизнеса России, так и для предпринимателей ближнего и дальнего зарубежья. В этом отношении большие возможности – у общественных структур АПК, играющих особую, законодательно установленную роль в реализации государственной аграрной политики, в формировании долговременной стратегии развития отраслей сельского хозяйства и обеспечении их инвестиционной привлекательности. В данном случае речь идет о союзах и ассоциациях сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Агропромышленный союз России является одним из наиболее авторитетных и старейших объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей страны: в 2009 году ему исполнилось 20 лет. Росагропромсоюз консолидирует региональные агропромсоюзы 69 субъектов РФ, более 20 отраслевых общероссийских ассоциаций (союзов), свыше 40 крупных организаций и агрохолдингов, представляющих практически все сектора АПК: Российская ассоциация производителей сельскохозяйственной техники, Российский зерновой союз, Национальный союз производителей молока, Российский птицеводческий союз, Ассоциация «Теплицы России», Союз рыболовецких колхозов России, Ассоциация «Государственно-кооперативное объединение рыбного хозяйства», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг» и многие др. За прошедшие 20 лет качественно изменился масштаб решаемых Росагропромсоюзом задач, расширилась сфера его интересов, ответственности и компетенции.

Росагропромсоюз на протяжении всей своей деятельности последовательно отстаивает интересы аграриев в их взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, судебными инстанциями, общественными объединениями и иными некоммерческими и коммерческими организациями. В сфере вопросов – формирование и реализация государственной аграрной политики, разработка нормативной правовой базы, проведение национальной политики в сфере АПК, формирование и представление консолидированной позиции аграрного сообщества по ключевым направлениям развития отечественного АПК.

Так, за последние годы предложения Росагропромсоюза были учтены при разработке Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (2007), Федеральных законов «О развитии сельского хозяйства» (2006) и «О кредитной кооперации» (2009), при подготовке Доктрины продовольственной безопасности РФ, Таможенного кодекса, работе над проектами Федеральных законов «О продовольственной безопасности», «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», «Об отраслевых объединениях в сфере сельского хозяйства», а также над проектами Постановлений Правительства «О требованиях к сельскохозяйственной птице, мясу птицы, продуктам его переработки, их производству и обороту» и «Об утверждении технического регламента «О требованиях к мясу и мясной продукции, их производству и обороту» и рядом других нормативно-правовых актов.

В настоящее время Агропромышленный союз России вступил в новый этап своего развития, продиктованный необходимостью соответствовать стратегии и приоритетам развития отечественного АПК, созданием единого таможенного пространства и интеграцией агропродовольственных рынков России, Беларуси и Казахстана, практической реализацией Доктрины продовольственной безопасности на территории России.

 

– А каковы планы на 2010 год Группы компаний «Оптифуд»?

– В наступившем году ГК «Оптифуд» намерена сосредоточить основные усилия на дальнейшем продвижении инвестиционного проекта по созданию в Ростовской области агрохолдинга по производству 100 тыс. тонн мяса птицы в год. В августе 2009 года Межведомственная комиссия Минэкономразвития РФ одобрила заявку компании на получение госгарантии в размере 1,6 млрд руб. Привлекаемые под госгарантию заемные средства пойдут на реализацию проектов строительства новых площадок для выращивания бройлеров и создания родительского стада. Налаживание производства инкубационных яиц позволит компании достичь полного замкнутого цикла и к 2012 году отказаться от закупки инкубационного яйца за границей.

Кроме того, планируется продолжить развитие масштабного логистического проекта в Ленинградской, Московской областях и в Новороссийске.

 

Мясная сфера №1 (74) 2010

Автор: Виктория Загоровская

Гость: Иван Оболенцев, председатель совета директоров Холдинговой компании «Оптифуд»