МИС


Появится ли в России «наноупаковка»?
31.01.2012

Появится ли в России «наноупаковка»?

Упаковочная отрасль была и остается одной из наиболее быстроразвивающихся. Производство упаковки является высокотехнологичным, обладающим значительным потенциалом роста и широкими перспективами развития.

Для каждой отрасли продуктов питания необходима своя упаковка, которая удовлетворяет требования производителей того или иного товара.

Одними из наиболее «опасных» видов продовольствия являются охлажденная мясная и рыбная продукция. Она имеет сравнительно короткий срок годности, и задача производителей упаковки – максимально долго сохранить потребительские свойства товара. Поэтому материалы, используемые для упаковки мясной и рыбной охлажденной продукции, должны обладать хорошей прочностью и высокими барьерными характеристиками.

Всем известно, что упаковка позволяет сформировать мнение о продукте не только во время покупки, но и в процессе его использования. В одних случаях покупателя привлекает удобство упаковки и возможность пользоваться ею несколько раз, в других – прочностные качества, герметичность и др.

Оборудование

Прежде чем перейти непосредственно к упаковке мясной и рыбной продукции, хочется отметить несколько факторов, которые стоит учитывать при выборе оборудования для фасовки данных товаров.

В первую очередь стоит помнить, что рыба и мясо являются влажными продуктами с достаточно агрессивной средой, поэтому для их фасовки должно использоваться упаковочное оборудование, выполненное полностью из нержавеющих материалов, а при упаковке мясных и рыбных продуктов с наиболее высокой влажностью у упаковочных линий должна быть предусмотрена функция выведения влаги из помпы.

Отметим, что сегодня существует два наиболее популярных способа упаковки мясной и рыбной продукции – в вакууме и в газовой среде. При выборе упаковочного оборудования необходимо выяснить у производителя, для какого способа упаковки оно предназначено. Как правило, сегодня изготовители профильного оборудования предлагают производителям линии, предназначенные для упаковки как в вакууме, так и в газовой среде.

Также, подбирая упаковочное оборудование конкретно для вашего производства, необходимо ориентироваться на объемы выпускаемой предприятием продукции, чтобы не переплачивать за простои или излишнее потребление электроэнергии и, наоборот, не «сэкономить» себе в ущерб, купив дешевую машину с низкой производительностью, не способную упаковать всю изготовленную вами продукцию без простоя.

О нюансах

В современных условиях высокой конкуренции производителям продуктов питания необходимо предусматривать и предугадывать желания покупателя относительно удобства использования упаковки.

Например, среди потребителей охлажденной мясной продукции сегодня востребована упаковка с возможностью разогрева или приготовления в микроволновой печи.

Если говорить об упаковке для рыбной продукции, здесь важны другие критерии. Как правило, в охлажденном виде продаются изделия из рыбы, уже готовые к употреблению, поэтому для покупателя, кроме всего прочего, чрезвычайно важно иметь возможность легко открыть и закрыть упаковку, а если речь идет, например, о целом куске филе, желательно, чтобы его можно было разделать непосредственно в упаковке. Для этого производители рыбной продукции зачастую используют жесткие подложки из комбинированных материалов, которые могут служить разделочной доской.

Материалы и технологии

Когда речь идет об упаковывании мясной и рыбной продукции, упаковочный материал должен обладать такими качествами, которые позволят сохранить продукцию в надлежащем качестве в течение длительного периода времени.

На сегодняшний день для увеличения сроков хранения используют также вакуумную

упаковку или применяют модифицированные газовые средства (модифицированную или защитную атмосферу). Чаще всего для вакуумной упаковки рыбной и мясной продукции используются трехшовные трехслойные пакеты ПА/ПЕ (полиамид с полиэтиленом).

В последнее время на отечественном рынке наблюдается увеличение спроса на полимерные упаковки с жесткой нижней формой, запечатанные сверху мягкой

пленкой так называемые «стоячие» упаковки. Это потребительские упаковки

мясных и рыбных полуфабрикатов, готовых вторых блюд, салатов, рыбных пресервов, нарезки, икры и морских деликатесов. Потребители оценили их функциональность, удобство использования и большие сроки хранения продукции.

Улучшить характеристики упаковочных материалов для мясо- и рыбопродуктов можно благодаря использованию многослойных пленок, состоящих из различных полимеров и комбинаций материалов, а также внедряя наночастицы, придающие те или иные свойства пленочному материалу.

Инновации

На сегодняшний день некоторые отечественные компании, изготавливающие упаковку, реализуют проект по производству высокобарьерной гибкой упаковки с применением нанотехнологий. Данный материал позволит мясо- и рыбопереработчикам еще больше увеличить сроки годности продукта.

По внешнему виду такая упаковка абсолютно ничем не отличается от традиционной. Невооруженным взглядом нельзя разглядеть присутствие наночастиц. Высокобарьерный слой создается при помощи соэкструзии либо путем контролируемого нанесения покрытий оксида алюминия тончайшим слоем толщиной всего 20-50 нм на полимерную основу.

Применение таких технологии позволит увеличить срок хранения мясных и рыбных продуктов без ущерба качеству. Высокобарьерная гибкая упаковка является заменой традиционной консервной банке, также она позволяет при необходимости подвергать продукцию температурной обработке и разогревать, не распаковывая, в СВЧ-печах. Важным преимуществом для потребителя является то, что нанокомпоненты за счет высоких барьерных свойств позволяют увеличить срок хранения продуктов без всяких консервантов. В конечном итоге это приводит к существенному снижению использования консервантов в продуктах питания.

Дорогое удовольствие?

Так называемая «наноупаковка» по своей сути является высокобарьерной упаковкой, и ее востребованность очевидна. Основные тенденции на рынке – рост потребления охлажденного и свежего мяса, упакованных готовых мясных и рыбных продуктов, которые требуют именно высокобарьерной упаковки. И «наноупаковка» с ее многочисленными преимуществами здесь как нельзя кстати.

Изготовление «наноупаковки» сегодня активно внедряется за рубежом, однако, учитывая наукоемкость и довольно высокую стоимость, внедрение нанотехнологий в производственный процесс остается доступным далеко не всем отечественным предприятиям, поэтому в России производство «наноупаковки» пока что отсутствует.

Однако Правительством РФ взят курс на модернизацию экономики и внедрение инноваций, и хочется надеяться, что такой путь в конечном итоге окажет исключительно благотворное влияние на развитие инновационных проектов, в том числе и в области упаковки продуктов питания.

Некоторые эксперты предполагают, что для отечественных упаковочных компаний реализация проекта по изготовлению «наноупаковки» станет новым этапом развития рынка гибкой упаковки в нашей стране. Ожидается, что объем ее продаж в 2016 году составит 20 тыс. тонн.

Источник: 

Sfera.fm

Фото с сайта technosector.ru