![]() |

Приятные неожиданности и ожидаемые неприятности
О некоторых итогах и прогнозах на будущее
События приятные и не очень…
Приятной неожиданностью для мясного рынка в 2011 году стала покупательская активность и продолжение роста потребления мяса и мясопродуктов. Рост потребления по итогам 2011 года, по всей видимости, составит около 4%, что является наглядным подтверждением стабильного роста благосостояния населения РФ и результатом социально-экономической политики в стране в посткризисный период.
Следует также подчеркнуть, что мясная отрасль, а конкретно птицеводство и мясопереработка являются якорями ценовой устойчивости и насыщенности рынка мяса и мясопродуктов РФ. Продукты птицеводства и некоторые категории мясопереработки не могут увеличить (вследствие высокой конкуренции) цены даже в размере ежегодной инфляции в стране. А это означает, что обеспечение ценовой стабильности по этим категориям происходит за счет снижения рентабельности в птицеводстве и амортизации промышленных активов в мясоперерабатывающей отрасли.
Однако, следует отметить, что эти подотрасли в целом не предпринимают достаточно усилий для роста эффективности. Снижение издержек – важнейший из этих путей, однако формирование новых ниш продукции с новыми потребительскими свойствами, максимально соответствующих тенденциям изменения потребительского спроса, является важной составляющей роста эффективности. Налицо маркетинговая инфантильность.
Ожидаемыми событиями, которые еще в большей степени продолжатся в 2012-2013 годах, являются слияния и поглощения в мясной отрасли. Эти процессы в большей степени будут происходить в птицеводстве и мясопереработке. Птицеводам надо срочно укрупняться и, масштабируясь, экономить и пытаться сохранить ускользающую эффективность, с одной стороны.
С другой – укрупнение торговых сетей, гипертрофированность и рост их рыночной силы предопределяют необходимость создания крупных производственных альянсов.
В отличие от «не дорожающих» активов в птицеводстве и свиноводстве, консолидация в мясоперерабатывающей отрасли (убой и глубокая переработка) будет происходить при относительном росте цен на эти активы!
Вполне предсказуемой неприятностью в 2012 году можно считать принятие и применение Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности мяса и мясной продукции». Дело в том, что общественная несознательность нашего профессионального сообщества не мотивирует участников рынка на проявление здравого смысла и активного участия в нормотворчестве. Формирование же важных регулирующих бизнес документов, как правило, делегируется специалистами, министерством и ведомствами, которые отстранены от конкретной ответственности за последствия практического применения вводимых регламентов.
Так произойдет и на этот раз. По образу и подобию того, что мы видим на молочном рынке после введения неконтролируемых инструментальными методиками, научно не обоснованных норм регулирования. Накопленный опыт и практика применения, в частности, «молочного» техрегламента доказали, но не стали уроком неприменимости на практике теоретических «благих пожеланий», например, это касается запрещения использования сухого молока в ряде молочных продуктов.
Без четких, выверенных, инструментально обеспеченных критериев оценки и контроля невозможно записывать, утверждать и пытаться применять на практике такие положения техрегламента «мясного», как «содержание доли мясного сырья» (статьи 1 и 2). Это одно из основных, базовых положений проекта техрегламента, подразумевающего, конечно же, «защиту интересов потребителей».
Но отсутствие возможности использования оперативных инструментальных методов контроля этого показателя в мясопродуктах на практике может привести к сплошным технологическим нарушениям и явиться базой для эскалации коррупции в сфере оборота мясопродуктов. В частности, после введения уже отмеченного «молочного» регламента в молочной отрасли сформировался и укрепился новый «пласт» предприятий, который, беря на себя риски, проводит процесс восстановления сухого молока и продает другим, «белым и пушистым» компаниям этот продукт как натуральное сырье. Произошло извращение и идеи, и честного предпринимательства.
Нам повезло, что уже применяемый регламент по молоку дает возможность по-новому посмотреть как на возможности, так и препятствия при введении регулирующих мер. Но разве чужой горький опыт нас когда-либо останавливал?
Важнейшим вопросом также является вопрос по названиям мясопродуктов (статья 13). С одной стороны, похвально, что мы хотим запретить названия, применяемые в ГОСТах Советского Союза, для наименования других продуктов по тех. условиям. Но с момента развала СССР прошло уже 20 лет! За эти годы сформировалась новая практика применения технических условий и названий. Такой запрет вызовет шок в промышленности, к примеру: название «Докторская» будет позволительно применять только к ПЯТИ процентам продукции, производимой на сегодня в этой категории. Как быть с 95-ю процентами и к чему это приведет – сложно предположить. Скорее, все закончится ростом нарушений.
Отложенной, скрытой опасностью принципов регулирования, заложенных в проект ТР (Технических регламентов по мясу) является то, что они дают больше возможностей участникам рынка, имеющим доступ к сырью с более низкой ценой, чем высокопроизводительным, высокотехнологическим компаниям. А по фундаментальным, независимым от нас макроэкономическим причинам стоимость сырья и в ЕС, и в мире всегда будет ниже, чем в РФ. И это означает, что при указанном в соглашениях с ВТО постепенном снижении пошлин на готовые мясопродукты мы сами, своими руками (но не головой) закладываем мину под отечественные предприятия. Эксперты стран потенциальных экспортеров смеются над нами, а западные производители потирают руки, прикидывая будущие возможности экспорта на нашем рынке.
К сожалению, «посыпать голову пеплом» будут не авторы и нормотворцы нового технического регламента. Они-то как раз останутся отстраненными наблюдателями…
Новогодние пожелания, или Что же нам нужно больше всего, и мы не догадались пожелать это самим себе?
Нам представляется, что важней всего – это сохранение значимости, полезности, безопасности наших продуктов и репутации отрасли в целом.
Репутацию следует защищать более усердно, яростно, чем экономические интересы, ввиду того, что именно она является квинтэссенцией как возможностей, так и рисков.
По ряду причин, в том числе и с «неумным» участием некоторых наших коллег, в потребительском сознании россиян формируется установка недоверия к отечественным производителям продуктов питания в целом и к производителям мясопродуктов, в частности. Антисоциальный маркетинг тем и опасен, что, декларируя «добро» и якобы заботу о потребителях, он фактически распространяет невежество, приводящее к уходу с отечественного рынка прогрессивных технологических инструментов развития.Фото с сайта www.moskva.fm