МИС


Продовольственный рынок в опасности
24.02.2012

Продовольственный рынок в опасности

Российские поставщики продовольственной продукции вынуждены работать в обстановке жесткой конкуренции и растущих требований к качеству продаваемой продукции. Правила торговли, в том числе и требования ВТО, оставляют возможность выжить и процветать только эффективным предприятиям. Однако фактор цены играет не последнюю роль в выборе потребителя. На это и делают ставку недобросовестные производители.

Продовольственный рынок в опасностиЧто же касается самих потребителей, то, например, в Москве большинство граждан недовольны качеством продуктов на прилавках столицы. Основными причинами жалоб, поступивших в отдел питания столичного управления Роспотребнадзора в 2011 году, стали плохое качество продуктов питания и истекшие сроки их реализации. Недовольство покупателей также вызвало отсутствие маркировки пищевых продуктов в супер- и гипермаркетах Москвы, а также несоответствие цен на ценниках и на кассе. С этим связано примерно 62% всех обращений в ведомство. Остальные претензии связаны ухудшением условий проживания граждан из-за функционирования предприятий общественного питания и продовольственной торговли в нежилых этажах жилых зданий (18%), прочие жалобы (20%) – на реализацию биологически активных добавок к пище, организацию питания населения и прочее.

В связи с этим развернулась настоящая война между представителями отраслевых ассоциаций и участниками продовольственного рынка. В рамках Всероссийской программы стимулирования потребления отечественной сельхозпродукции при Общественном совете Министерства сельского хозяйства была создана Межведомственная рабочая группа по вопросам мониторинга качества продуктов питания, в которую вошли представители Министерства сельского хозяйства, ФАС, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, «СОЮЗМОЛОКО», других отраслевых союзов и торговых сетей. Проверка была проведена по многим направлениям сельхозпродукции. В первую очередь она коснулась молочной продукции.

Участники молочного рынка неоднократно выражали свою обеспокоенность ситуацией с неправомерным использованием растительных жиров тропического происхождения при производстве молочной продукции. Некоторые отечественные производители систематически грубо нарушали требования закона, замещая молочные жиры растительными, не отображая соответствующую информацию на упаковке готовой молочной продукции. Фальсифицированная молочная продукция все чаще вытесняет с рынка натуральную, нанося тем самым колоссальный ущерб экономике производителей. Как следствие – производители натуральной молочной продукции неспособны конкурировать по цене с производителями дешевого фальсификата. В то же время использование компонентного состава, несоответствующего требованиям технического регламента, может нанести ущерб здоровью потребителей.

По результатам мониторингов качества молочной продукции, реализуемой в различных розничных каналах, «СОЮЗМОЛОКО» получил следующие данные: более 50% образцов сливочного масла, более 60% сгущенного молока с сахаром, более 30% сметаны и творога, более 70% плавленых сыров не соответствуют требованиям технического регламента в части содержания растительных жиров тропического происхождения.

Продовольственный рынок в опасностиПредседатель правления Агропромышленной ассоциации Таможенного союза, председатель Общественного совета при министерстве сельского хозяйства, председатель правления Национального союза производителей молока («СОЮЗМОЛОКО») Андрей Даниленко убежден, что для эффективной борьбы с фальсифицированной продукцией должны быть предусмотрены серьезнейшие наказания за такие нарушения. Публичная потеря репутации и расторжение договоров с торговыми сетями повлекут за собой серьезные финансовые последствия, во много раз превышающие экономию за счет применения дешевых заменителей молока. «Потребитель должен знать, что он покупает, и самостоятельно принимать решение, хочет он сэкономить или нет. Без тесного взаимодействия с сетями искоренить фальсификат невозможно, поэтому мы будем активно продолжать совместную работу, охватывая новые категории продуктов», – заметил Андрей Даниленко.

По его словам, производители сегодня ищут любые способы удешевить свою продукцию, в том числе за счет качества. В колбасе это проявляется снижением содержания мяса, в молоке – отсутствием молока, а в сливочном масле – отсутствием сливок. Нередко состав, указанный на упаковке продукта, просто не совпадает с действительностью. Сегодня, если подобное обнаруживается, в лучшем случае конфисковывают партию товара и обязывают поставщика выплатить символический штраф. Поэтому Андрей Даниленко предложил поставить вопрос об ужесточении КоАП в этой части.

Он отметил проблему с качеством украинских сыров. По данным Роспотребнадзора, в 2011 году Украина только за 10 месяцев поставила на российский рынок 55,5 тыс. тонн сыров. Примерно столько же сыра было завезено в Россию из Украины в 2010 году, то есть темпы импорта растут. При этом на украинский сыр приходится 8% в общих товарных ресурсах сыра на российском рынке. Однако на Украине нет технического регламента на молоко и молочную продукцию, который действует в России и ограничивает использование растительных жиров при производстве сыров. По мнению Даниленко, этот факт очень серьезно влияет на наш рынок, так как себестоимость продукции с высокой долей растительных жиров существенно ниже. Более того, данная проблема может негативно отразиться на здоровье российского населения. «Если украинские производители будут использовать растительный жир, то они должны в этом случае свою продукцию называть не сыром, а сырным продуктом. Напомню, что это предусмотрено российским техрегламентом на молоко и молочную продукцию. Поэтому, даже если будут приостановлены поставки сыров с Украины, это никак не повлияет на наш внутренний рынок и с точки зрения обеспеченности сырами и с точки зрения цен на эту продукцию», – отметил Андрей Даниленко.

Директор по производству мясокомбината «Мясной дом Бородина» Дмитрий Козлов обратил внимание на то, что проблемы у ритейлеров связаны с тем, что поставщики не обеспечивают стабильного качества продукции. Поэтому розничные торговцы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы потребитель четко понимал, что за продукт он покупает. А поставщики заинтересованы в равных условиях игры.

 «Из чего именно состоит колбаса, потребитель на глаз и на вкус определить не может. Единственный способ это узнать – читать, что написано на этикетке. Однако производители и здесь идут на хитрость. Например, раскрывают не полный состав продукта. Или прячутся за комплексными пищевыми добавками, которые могут содержать до 50 химических веществ, в том числе усилители вкуса», – констатирует Козлов.

Продовольственный рынок в опасностиПо мнению председателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Максима Протасова, глобальный тренд к выбору потребителем здорового питания, который фиксируют многие исследовательские компании, в России выглядит как профанация. Стремление обеспечить население дешевым продуктом не должно исключать возможности приобретения высококачественного продукта по соответствующей цене. А так как магазины главным критерием отбора ставят цену, некоторые производители не могут устоять перед искушением. Максим Протасов убежден, что первым шагом к исправлению ситуации на продовольственном рынке должна быть честная маркировка товара производителем, соблюдение единой политики по отношению к недобросовестным поставщикам, а также информирование покупателя через СМИ.

В рамках программы по контролю качества продуктов питания «Руспродсоюз» предложил розничным сетям, входящим в состав ассоциации, вывести из ассортимента продукцию недобросовестных производителей, которая не соответствует заявленным на упаковке качествам. По словам Протасова, первые выявленные нарушители уже поставлены на контроль.

В настоящее время «Руспродсоюз» уже разработал 12 стандартов качества, касающихся мясной продукции, сгущенного молока, чая и других продуктов. При разработке российского знака качества ассоциация взяла за пример опыт зарубежных стран, где сами производители заинтересованы получить этот знак, так как он помогает заметно поднять продажи.

Протасов отметил, что для запуска такой системы в РФ нужно не только разработать стандарты, но и организовать сертификационный центр с лабораторией, который бы финансировался отраслевыми ассоциациями.

Автор:  Елена Миронова, ТПП-Информ
Источник:  Tpp-inform.ru