![]() |

Россия пытается попасть на тонущий корабль
Сельхозпроизводители подсчитали убытки от вступления России в ВТО
Конкретные экономические преимущества от вступления России в ВТО объяснить не может никто. Мы обязуемся открыть свой рынок более чем для 2 млн т мяса в год в течение восьми лет, теряя на этом 5—6 млрд долл. в год, а барьеры для российских экспортеров по-прежнему сохраняются.
Процесс возрождения промышленности в нашей стране только начинается, поэтому логично было бы сначала поднять на конкурентоспособный уровень собственную промышленность и сельское хозяйство, а затем лет через десять вступать в ВТО, если ВТО, конечно, «доживет» до этого времени. В последнем на сегодняшний день можно обоснованно сомневаться, учитывая тот факт, что реальные рычаги управления ВТО находятся в руках США и ЕС, превращая остальных членов этой организации в формальных и зависимых участников.
У России сейчас существует уникальная возможность построить современную промышленность, используя мировой опыт и знания, с нуля, но для этого у правительства должны быть все необходимые инструменты и не связанные обязательствами руки. До настоящего момента нам не раскрыты условия вступления страны в ВТО. Есть отрывочные данные, на основании которых сложно увидеть всю картину и оценить все последствия. Но исходя из того, что стало известно в течение последнего месяца в рамках консультаций в Минсельхозе, можно сделать однозначные выводы:
— Снижение ставки пошлины на ввоз товарного поголовья свиней в восемь раз (с 40 до 5%) приведет к резкому увеличению ввоза импортного поголовья и снижению цен на товарное поголовье в России. Результатом станет резкое снижение инвестиционной привлекательности свинокомплексов — основы подотрасли свиноводства, которую фактически «подрубит» импорт, остановив или значительно замедлив внутренний рост производства свинины.
— Снижение пошлины на ввоз субпродуктов свинины на 40% (с 25 до 15%) сделает еще менее привлекательными инвестиции в глубокую переработку свинины. Исторически эта продукция не востребована в таких объемах в странах ЕС и «сбрасывается» по любым ценам в Россию (объем ввоза — более 600 тыс. т в год). Таким образом, будут отсутствовать необходимые условия для модернизации первичного убоя и переработки или инфраструктуры производства мяса.
— Подписанное соглашение на ввоз так называемой «высококачественной» говядины с 15-процентной пошлиной из США, Канады и Аргентины по сертификатам, выпускаемым самими экспортерами, позволит им на законном основании ввозить обычные отруба в обход квоты по говядине. В 2008—2009 годах по подобной схеме ввозили 185 тыс. и 215 тыс. т соответственно (35—45% от квоты). В результате цены на говядину в нашей стране были волатильны и ниже, чем на свинину, что негативно сказывалось на производителях молока и не создавало условий для инвестиций в развитие подотрасли мясного скотоводства, имеющего огромный потенциал в России. Таким образом, мы возвращаемся на три года назад и тормозим инвестиции и развитие мясного крупного рогатого скота.
Исходя из вышесказанного Россия обязуется гарантировать доступ на свой рынок более 2 млн т мяса в год в течение восьми лет, теряя на этом 5—6 млрд долл. в год. Необходимо понимать, что производство мяса — вершина производственной пирамиды и обеспечивает работу еще в шести-семи смежных отраслях, т.е. можно эти 6 млрд долл. умножить минимум на три и получим 15—18 млрд долл. в год — это цена вопроса входа в ВТО только по мясу.
В ВТО не существует свободной торговли и условий равного доступа на рынки участников — есть диктат США и Евросоюза. Россия пытается попасть на «тонущий корабль», и не понятно, кому больше необходимо наше присутствие в ВТО — им или нам. Все то, о чем говорят «реформаторы» по поводу конкуренции, привлечения технологий, защиты интеллектуальной собственности и экспорта, можно обсуждать совместно с правительством России в рабочем режиме, и никакое ВТО здесь не нужно.
Единственное, что дает определенную надежду, — это то, что в настоящий момент правительство анализирует последствия вступления России в ВТО, и, возможно, здравый экономический смысл и стратегия развития собственной страны и товаропроизводителя выиграют при принятии взвешенного решения.
Конкретные экономические преимущества от вступления России в ВТО объяснить не может никто. Мы обязуемся открыть свой рынок более чем для 2 млн т мяса в год в течение восьми лет, теряя на этом 5—6 млрд долл. в год, а барьеры для российских экспортеров по-прежнему сохраняются.
Процесс возрождения промышленности в нашей стране только начинается, поэтому логично было бы сначала поднять на конкурентоспособный уровень собственную промышленность и сельское хозяйство, а затем лет через десять вступать в ВТО, если ВТО, конечно, «доживет» до этого времени. В последнем на сегодняшний день можно обоснованно сомневаться, учитывая тот факт, что реальные рычаги управления ВТО находятся в руках США и ЕС, превращая остальных членов этой организации в формальных и зависимых участников.
У России сейчас существует уникальная возможность построить современную промышленность, используя мировой опыт и знания, с нуля, но для этого у правительства должны быть все необходимые инструменты и не связанные обязательствами руки. До настоящего момента нам не раскрыты условия вступления страны в ВТО. Есть отрывочные данные, на основании которых сложно увидеть всю картину и оценить все последствия. Но исходя из того, что стало известно в течение последнего месяца в рамках консультаций в Минсельхозе, можно сделать однозначные выводы:
— Снижение ставки пошлины на ввоз товарного поголовья свиней в восемь раз (с 40 до 5%) приведет к резкому увеличению ввоза импортного поголовья и снижению цен на товарное поголовье в России. Результатом станет резкое снижение инвестиционной привлекательности свинокомплексов — основы подотрасли свиноводства, которую фактически «подрубит» импорт, остановив или значительно замедлив внутренний рост производства свинины.
— Снижение пошлины на ввоз субпродуктов свинины на 40% (с 25 до 15%) сделает еще менее привлекательными инвестиции в глубокую переработку свинины. Исторически эта продукция не востребована в таких объемах в странах ЕС и «сбрасывается» по любым ценам в Россию (объем ввоза — более 600 тыс. т в год). Таким образом, будут отсутствовать необходимые условия для модернизации первичного убоя и переработки или инфраструктуры производства мяса.
— Подписанное соглашение на ввоз так называемой «высококачественной» говядины с 15-процентной пошлиной из США, Канады и Аргентины по сертификатам, выпускаемым самими экспортерами, позволит им на законном основании ввозить обычные отруба в обход квоты по говядине. В 2008—2009 годах по подобной схеме ввозили 185 тыс. и 215 тыс. т соответственно (35—45% от квоты). В результате цены на говядину в нашей стране были волатильны и ниже, чем на свинину, что негативно сказывалось на производителях молока и не создавало условий для инвестиций в развитие подотрасли мясного скотоводства, имеющего огромный потенциал в России. Таким образом, мы возвращаемся на три года назад и тормозим инвестиции и развитие мясного крупного рогатого скота.
Исходя из вышесказанного Россия обязуется гарантировать доступ на свой рынок более 2 млн т мяса в год в течение восьми лет, теряя на этом 5—6 млрд долл. в год. Необходимо понимать, что производство мяса — вершина производственной пирамиды и обеспечивает работу еще в шести-семи смежных отраслях, т.е. можно эти 6 млрд долл. умножить минимум на три и получим 15—18 млрд долл. в год — это цена вопроса входа в ВТО только по мясу.
В ВТО не существует свободной торговли и условий равного доступа на рынки участников — есть диктат США и Евросоюза. Россия пытается попасть на «тонущий корабль», и не понятно, кому больше необходимо наше присутствие в ВТО — им или нам. Все то, о чем говорят «реформаторы» по поводу конкуренции, привлечения технологий, защиты интеллектуальной собственности и экспорта, можно обсуждать совместно с правительством России в рабочем режиме, и никакое ВТО здесь не нужно.
Единственное, что дает определенную надежду, — это то, что в настоящий момент правительство анализирует последствия вступления России в ВТО, и, возможно, здравый экономический смысл и стратегия развития собственной страны и товаропроизводителя выиграют при принятии взвешенного решения.
Автор:
Виктор Линник, президент агропромышленного холдинга «Мираторг»
Источник: