МИС


15.02.2011

Сергей Данкверт: Мы будем иметь массу проблем, если не сделаем уровень ветеринарного обслуживания адекватным увеличению поголовья птицы и скота

Распространение африканской чумы в последние 2 года на юге России стало представлять реальную угрозу для свиноводства и повлекло значительные убытки в сфере производства и переработки мяса, а также продажи фуражного зерна. Кроме того, распространение АЧС подняло вопрос эффективности работы ветеринарных служб и надзорных органов в сфере производства и реализации продукции сельского хозяйства. Пример Ростовской области показал, что люди, ответственные за предотвращение распространения заболеваний, подобных АЧС, не всегда адекватно оценивают серьезность угрозы, а производители мяса зачастую скрывают факты падежа, что приводит к дальнейшему распространению вируса. По словам руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта, неэффективность работы ветслужб во многом объясняется заметным отставанием развития ветеринарного обслуживания от роста поголовья птицы и скота в сельском хозяйстве.

В прошлый раз вы приезжали в Ростовскую область год назад, и тогда причиной вашего приезда было совещание по вопросам борьбы с африканской чумой свиней (АЧС). Какова цель нынешнего визита?

Цель нынешнего визита – встреча с руководством ветеринарной службы области. Вы уже знаете, что руководитель ветеринарной службы области поменялся. Мы провели встречи руководителей ТУ Россельхознадзора области и основных руководителей ветеринарных служб региона, чтобы скоординировать нашу работу.

Какие вопросы обсуждались во время встречи?

Я имел возможность поговорить со всеми ветеринарными врачами районов, где было развитие АЧС, чтобы понять все-таки, как мы смогли допустить в Ростовской области эту ситуацию. И то, о чем мы говорили в четырех письмах главе администрации, в т.ч. о необходимости заменить главного ветеринарного врача региона, который неадекватно воспринимает ситуацию, - все это подтвердилось. По отдельным районам у нас борьба с АЧС продолжалась по 70 дней, а потом возникли 17 очагов заболевания.

Проблема АЧС в последние годы стала актуальной как для специалистов Россельхознадзора и ветслужб, так и для фермеров. Какова сейчас ситуация с этой проблемой?

С 2007 г. в целом в РФ распространение АЧС было в 11 субъектах федерации, было уничтожено около 80 тыс. свиней. Если сравнить с тем заносом, который был в свое время в Советском Союзе в Одесской, Киевской областях, а также в Сибири, то тогда было уничтожено за один раз 400 тыс. животных. Однако такая мера привела к тому, что больше АЧС не распространялась – очаги были сразу уничтожены. Сейчас, к сожалению, занос идет через дикую природу, и поэтому мы не можем его остановить. Частично АЧС распространяют дикие кабаны, перемещающиеся из Грузии по Кавказскому хребту, вторая часть распространения идет уже самими людьми, которые скрывают факты падежа – в результате перемещается пищевая продукция, вместе с которой распространяется и заболевание. В Ростовской области вирус в дикую природу попал уже в результате деятельности человека, и это печально. Опасность в том, что теперь в Ростовской области мы имеем природные очаги, а природные очаги АЧС искоренить практически невозможно.

Совсем недавно труп домашней свиньи, павшей от АЧС, был выловлен в Новороссийске. Какие меры принимаются в связи с этим случаем?

Вообще, по международной классификации, АЧС приравнивается к биологическому оружию, поэтому данным случаем должны заниматься все силовые структуры, так как это может стать причиной дальнейшего распространения заболевания, хоть и медленного, но достаточно широкого. По поводу того, откуда и как попало к нам это животное, мы работаем вместе с метеорологами. Где-то 6 дней это животное находилось в воде, а попадание домашней свиньи в воду может быть связано только с человеком. Возможно, это было сделано намеренно, либо по незнанию.

Каковы причины столь масштабного распространения вируса, и каковы прогнозы?

Причины, во многом, - неадекватные действия руководства ветеринарных служб субъектов РФ. В том числе несвоевременное введение карантина, как это было в Ростовской области. Думаю, что этим долго еще придется заниматься, в т.ч. и силовым органам, так как несвоевременное введение карантина автоматически ведет к распространению АЧС, а за это распространение кто-то должен ответить. Что касается перемещения вируса, то перемещение идет по пищевой цепи. Например, мы имеем случай в Оренбурге и Ленинградской области, когда ясно, что животных кормили пищевыми отходами, и заражение произошло через них. Поэтому сейчас основные источники распространения – это личные подсобные хозяйства и воинские части. Там, где используются пищевые отходы – там всегда есть угроза заражения. Прогнозы можно сделать исходя из территории распространения: с 2007 г. территория распространения достигла 600 км. Отсюда можно просчитать, каковы темпы распространения АЧС.

Если мы не сможем остановить АЧС, мы потеряем все свинопоголовье?

Нет. Промышленные предприятия смогут работать, потому что там соблюдены условия работы в закрытом режиме. А в личных подсобных хозяйствах свиньи, к сожалению, будут уничтожены, так же, как и в дикой природе, пока кабаны не выработают иммунитет к АЧС. Но даже выработав иммунитет, все равно, периодически вспышки заболевания будут случаться.

А к этой болезни у кабанов может быть иммунитет?

У диких кабанов – на 100%, а вот о домашних свиньях мы таких сведений не имеем, потому что при заболевании их падеж составляет 100%.

Можно ли подсчитать, какой ущерб нанесен АЧС?

Прямой ущерб можно подсчитать, если сложить стоимость тех 80 тыс. свиней, которые были уничтожены. Прибавьте к этому косвенные ущербы от ограничения перемещений продукции. По нашим подсчетам, потери составляют до 2 млрд руб. А, к примеру, в Ростовской области сейчас будет введено ограничение на торговлю фуражным зерном, после чего иметь желание покупать фуражное зерно из Ростовской области для свиноводства смогут только сумасшедшие. Кто реально понимает, что от этого зерна можно пострадать, покупать его не будет.

Какие рекомендации может дать контрольно-надзорный орган для искоренения АЧС в Ростовской области?

Основные рекомендации мы дали 2 года назад. Мы говорили, что надо срочно поменять главного ветврача области, потому что он неадекватно ведет себя в ситуации, в которую попал. Кроме того, насколько я понимаю, он неправильно ориентировал людей, в том числе руководство области, говоря, что это не так опасно, что "мы сделаем тушеночку", переработаем мясо. Все это и привело к тем последствиям, которые мы имеем. Поэтому основное, что мы просили, сейчас сделано. Надо сказать, этому уделял внимание и Виктор Зубков. Проведя вчера совещание, мы выработали механизм срочных мер, дальше будет проводиться уничтожение поголовья в очагах заболевания. В связи с этим бюджет Ростовской области должен предусматривать компенсации, иначе все будет затягиваться, что автоматически повлечет потери, в т.ч. потери будет иметь и торговля зерном.

Если бюджет Ростовской области не сможет обеспечить выплату компенсаций, может ли федеральный бюджет оказать помощь?

Это дело субъекта РФ, и работа с федеральными властями тоже дело субъекта. Мы всегда говорим — субъектам больше полномочий, вот, пожалуйста, пользуйтесь ими.

Существуют ли сегодня другие более острые проблемы ветеринарии в стране?

В целом проблема одна — мы стали значительно прирастать и в поголовье и в производстве мяса, особенно птицы и свинины. Вместе с тем, те ресурсы, которые истрачены на увеличение поголовья и увеличение производства мяса, они не сопоставимы с ресурсами, которые используются ветеринарией. Т.е. мы идем по пути Бразилии и Китая, когда ветеринария по средствам, вложенным в нее, отстает от роста производства. И автоматически через какое-то время мы будем иметь массу проблем, если не сделаем уровень ветеринарного обслуживания адекватным увеличению поголовья.

Проблемы — это птичий грипп, АЧС и т.д.?

Да. В этом перечне - 150 заболеваний, любое из них несет опасность и для человека, и для животных.

Чего не хватает?

В первую очередь — это модернизация технической базы. Наше беспокойство в отношении субъектов РФ показывает, что многие руководители субъектов РФ просто не придают этому значения. А не придавать значения этим вопросам, при этом увеличивая производство, нельзя.

Каковы планы Россельхознадзора на ближайшее будущее?

Как вы знаете, у нас много говорят об административной реформе, реорганизации и т.д. Надо сказать, что 70% административной реформы — это тот антикоррупционный план, который мы в прошлом году приняли. Потому что, к сожалению, в нашем законодательстве есть много того, что мешает людям и не помогает бороться с распространением заболеваний, незаконными перемещениями и т.д. Поэтому план один: в ветеринарии это - усиление вертикали власти. Уменьшение количества бумаг, но усиление ответственности. В первую очередь, мы считаем, что должно быть больше доверия и предпринимателям и производителям, но при этом должна быть мера ответственности, адекватная опасности продукции, которую они производят.

Источник: РБК.Южный регион