ООО «Лукес-Д» одно из крупнейших в Московской области мясоперерабатывающих предприятий по производству экологически чистого охлажденного мяса – говядины, телятины, свинины, баранины - и полуфабрикатов, качество которых подтверждено, как государственной ветеринарной службой и СЭС г. Москвы и Московской области, так и многочисленными отраслевыми наградами. Предприятие обладает современным технологическим комплексом и самостоятельно осуществляет весь процесс переработки, начиная от забоя скота, выпуска полуфабрикатов до отгрузки готовой продукции под заказ конкретного потребителя. «Лукес-Д» активно занимается благотворительностью, помогая ветеранам войны, малообеспеченным семьям, детским садам, а также участвует в строительства церкви в Балашихе. При стабильной работе на рынке и устойчивом спросе на продукцию, казалось бы, ООО «Лукес-Д» должно с уверенностью смотреть в будущее, однако, как и любое другое мясоперерабатывающее предприятие, оно сталкивается с проблемами, характерными для всей отрасли. О работе предприятия, его успехах и перспективах, мы побеседовали с генеральным директором Ш. А. АСКЕРОВЫМ.
- Шахид Аскерович, расскажите, с чего всё начиналось?
- Всё началось в 2000-м году с аренды небольшого убойного цеха 5,5 на 11 метров и телятника подсобного хозяйства ОАО «Криогенмаш» в селе Новый Милет Балашихинского района. Здания были заброшенные, на крышах росли берёзы, а кругом было болото. Разумеется, никаких коммуникаций. Разработали проект, привели всё в порядок и в 2001 году начали работать. Завезли бычков из Ставропольского края и стали предлагать потребителям охлаждённое мясо. Это сегодня трудно себе представить прилавок магазина без охлаждённого мяса, а тогда конкурентов в столичном регионе было очень мало. Говядина в магазине была либо рубленная, либо глубокой заморозки. Поэтому наш продукт пользовался спросом, постепенно мы расширяли производство, выкупили территорию, отсыпали соседнее болото, построили отдельную дорогу. Постепенно рос и коллектив, который сейчас насчитывает более ста человек.
- Многие мясоперерабатывающие предприятия московского региона всё-таки выбирают себе специализацию: одни ведут забой только крупного рогатого скота, другие – свиней. ООО «Лукес-Д» работает с различными животными…
- Сначала мы тоже начинали работать с крупным рогатым скотом, но не остановились на этом, решили расширять ассортимент, ведь вкусы у потребителей разные. Изучили спрос, закупили немецкое оборудование и начали забой свиней и баранов.
- Существуют ли проблемы с обеспечением предприятия крупным рогатым скотом, свиньями?
- В течение месяца мы забиваем порядка двух тысяч голов КРС и по десять тысяч голов свиней и баранов, поэтому порой испытываем дефицит сырья. Дело в том, что работаем исключительно с отечественными животными.
К сожалению, засушливое лето 2010 года вынудило российские сельхозпредприятия сокращать поголовье, что ещё более усугубило нехватку сырья и взвинтило цены на него. Порядка восьмидесяти процентов скота завозим из специализированных откормочных хозяйств Центра России. Однако не всегда они могут удовлетворить потребности нашего производства, поэтому везём скот с Урала, Ставрополья, Кировской области и других регионов, где плечо перевозки составляет не более 2000 километров.
- Уже больше года идут жаркие дебаты о необходимости отмены пошлин на ввоз импортного живого скота, однако, воз и ныне там. Считаете ли вы, что отмена пошлин изменит ситуацию с обеспечением сырьём наших мясоперерабатывающих предприятий?
- В принципе у каждой медали, как известно, есть две стороны. Пошлины были введены из благих намерений возрождения отечественного животноводства. Разумеется, никакого возрождения не наблюдается, так как одними пошлинами эту задачу не решить – нужны серьёзные меры по поддержке сельского хозяйства, дотации производителям и переработчикам, но этого нет. В результате российское село не может обеспечить страну отечественным мясом. Встаёт вопрос о поставках мяса из-за рубежа, и здесь вступает в игру российское лобби, которому выгодны поставки замороженного мяса – мы все отлично помним знаменитые «ножки Буша». Они нанесли серьёзнейший удар по отечественному птицеводству, но некоторым бизнесменам принесли хорошую прибыль. Однако замороженное мясо в любом случае уступает по качеству охлаждённому, которое можно было получать, если импортировать живой скот.
Наше предприятие аттестовано на ввоз импортного скота, и такие предложения регулярно поступают из Польши, прибалтийских и других стран, но с введением пошлин это для нас стало невыгодно. На отечественном мясном рынке после установления пошлин цены на сырьё сразу пошли вверх и остановились на максимальной отметке – на один-два рубля ниже, нежели импортный живой скот. Однако такое регулирование путём таможенных пошлин не стимулирует российские откормочные хозяйства к повышению качества, снижению себестоимости, повышению рентабельности в связи с отсутствием конкурентов. При вхождении России во Всемирную торговую организацию ситуация для них может стать плачевной, так как за время действия пошлин они отвыкли работать в условиях открытого рынка.
Для нас, как для переработчиков вхождение в ВТО может принести плюсы, потому как цены на сырьё однозначно упадут. С другой стороны, начнутся более активные поставки из-за границы, как замороженного мяса, так и конечной продукции. Но есть и такой момент, что при вступлении в ВТО мы будем работать на импортном сырье, реализовывать нашу продукцию будут иностранные ритейлеры, которых и так уже большинство на нашем рынке. В результате, деньги будут уходить из России.
В этой связи, считаю, что нужен единый, системный государственный подход к проблемам мясной отрасли, касающийся и производителей и переработчиков. Если не принять мер сейчас, то завтра может быть поздно. Однако на деле всё происходит иначе.
- Что вы имеете в виду?
- Дело в том, что только в начале февраля до нас были доведены Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства. Они были утверждены Приказом Минсельхоза РФ ещё 23 июля 2010 года, но зарегистрированы в Минюсте лишь 12 ноября прошлого года. Лично я не обнаружил ни в Приказе, ни в Правилах сроков вступления их в действие. Но выясняется, что они уже действуют. Так вот, по этим Правилам предприятия, осуществляющие разведение и откорм свиней, их забой, переработку и хранение продукции свиноводства разделяются на 4 компартмента, то есть, уровня или группы. Наше производство соответствует самому высокому уровню – четвёртому. Однако, чтобы выдержать все требования данных Правил, мы должны покупать сырьё у хозяйств, имеющих четвёртый компартмент, а также поставлять охлаждённое мясо исключительно в торговые сети, имеющие тот же четвёртый статус. При этом предприятия, будь то откормочники, переработчики или ритейлеры, имеющие четвёртый компартмент не могут никак и нигде соприкасаться с предприятиями, имеющими третий уровень и ниже.
Безусловно, хорошо, что качество продукции свиноводства будет жёстко контролироваться по всей производственной цепочке, однако, считаю, что на данный момент российский рынок к этому не готов. Всё должно было обсуждаться не где-то в коридорах власти, а со свиноводческими хозяйствами, переработчиками, представителями торговли. А так получается, что о Правилах участники рынка узнали последними.
И что дальше? Постфактум мы получили самый низший статус – первый. Если захотим поднять компартмент до четвёртого, а наше производство удовлетворяет этим критериям, то большинство договоров на поставку сырья мы вынуждены будем расторгнуть, так как, согласно новым Правилам, должны будем работать только с откормочными хозяйствами, имеющими тот же четвёртый статус. Далее встаёт вопрос о реализации продукции, ведь далеко не все торговые сети входят в высшую – четвёртую группу. Вот и задумаешься, а нужна ли такая забота о качестве, которая для нашего предприятия может обернуться большим количеством проблем.
- И какой выход Вы видите из сложившейся ситуации?
- Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом, но ситуация заставляет нас быть гигантами. Рассматриваем вопрос о строительстве собственного откормочного комплекса в Тульской области, также в планах создание собственной сети магазинов. Так что будем полностью соответствовать девизу нашей торговой марки «Фермач» - «От фермы к Вашему столу!» В перспективе планируем наладить производство колбасных изделий и мясных деликатесов.
И это при том, что и сейчас у нас работы немало. Мы идём в ногу со временем и стараемся удовлетворять все потребности покупателей. В результате предприятие может чётко реагировать на потребности рынка – мы производим более 100 наименований полуфабрикатов.
Сегодня востребовано мясо, хранящееся в газовой среде. Газовая среда позволяет хранить охлаждённое мясо в обыкновенном холодильнике - не в морозильной камере - в течение 10 суток, вакуумная упаковка – 72 часа. Мы уже три года работаем с таким оборудованием, и заказы растут – из торговых сетей Москвы и области, Санкт – Петербурга, Нижнего Новгорода, Владимира и других городов.
Но жизнь, как я уже говорил, диктует свои условия – нужно развиваться, чтобы как можно меньше зависеть от быстрых, порой непродуманных, решений чиновников. Но сколько средств и сил уйдёт на развитие – сказать трудно. В современных экономических условиях вообще о развитии говорить очень сложно: кредиты дорогие, налоги растут, цены на дизельное топливо за три месяца увеличились более чем на 60 процентов, на энергоресурсы – на 30 процентов.
Но, несмотря на все трудности, мы будем идти вперёд, и воплощать в жизнь наши многочисленные планы.
Михаил БОЕВ.