![]() |

Структура российского производства мяса птицы
В большинстве случаев, если сегодня говорят о рынке мяса птицы, будьте уверены – речь идет о курином мясе. И хотя в последнее время наблюдается положительная динамика развития альтернативных производств, их доля по-прежнему настолько мала, что не оказывает ощутимого влияния на рынок мяса птицы в целом, отмечает Юлия Колпакова, аналитик департамента бизнес-планирования и маркетинговых исследований Global Reach Consulting.
– Расскажите об изменениях, произошедших на российском рынке мяса птицы в этом году. Какова структура рынка мяса птицы, и какие сегменты, помимо куриного мяса, развиваются наиболее активно?
– На сегодняшний день, говоря о российском птицеводстве, мысленно можно смело ставить знак равенства между понятиями производства мяса птицы в стране и производством куриного мяса. Здесь преобладает мясо бройлеров. Доля альтернативного птицеводства настолько мала, что изменения в объемах производства других видов мяса птицы, кроме куриного, не могут оказать сколько-нибудь серьезного влияния на общую динамику этого сегмента мясного рынка.
На протяжении последних лет российский, как и мировой, рынок куриного мяса стабильно растет. При этом одной из основных тенденций развития российского рынка является сокращение доли импортной продукции. Если в 2006 г. ее доля составляла 45%, то в 2010 г. – только 20%. То есть рост рынка происходит за счет увеличения внутреннего производства. По прогнозам, данная тенденция сохранится в течение следующих 2-3 лет.
В последние несколько лет в нашей стране стало активно развиваться производство мяса индейки. В 2010 г. объем производства индюшатины достиг 63 тыс. т. Темпы роста производства данного вида мяса очень высоки, ведь еще 5 лет назад объем производства мяса индейки был в два раза меньше. При этом стоит отметить, что объем производства индюшатины в хозяйствах населения остается на одном уровне все последние годы, и основной рост обеспечивается только за счет увеличения промышленного производства.
Доля индюшатины в структуре производства мяса птицы составляет немногим более 2%. На долю прочих видов мяса приходится менее 1% от общего объема.
Диаграмма 1. Структура российского производства мяса птицы, %
– Назовите основных игроков рынка в каждом сегменте. Каковы объемы их производства?
– В данный момент на российском рынке насчитывается более 500 птицеводческих предприятий, производящих мясо и субпродукты домашних кур, с разным уровнем эффективности.
Крупнейшим производителем мяса и субпродуктов домашних кур являются:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->ЗАО «Приосколье»,
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->ЗАО «Петелинская птицефабрика»,
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->ОАО «Птицефабрика “Северная”»,
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->ОАО «Челны-Бройлер»,
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Птицефабрика «Ново-ездоцкая».
Сфера производства мяса птицы в России характеризуется наличием крупных, вертикально ориентированных сельскохозяйственных холдингов, в структуру деятельности которых помимо непосредственно производственных площадок для выращивания и производства мяса домашней птицы входят прочие направления (в том числе и несельскохозяйственные). К таким холдингам можно отнести:
- ГК «Черкизово»,
- ГК «Продо»,
- ГК «Ак Барс Холдинг»;
- ГК «Агросила Групп»,
- ГК «Уралбройлер».
- ГК «Приосколье».
- ОАО «Птицефабрика “Северная”» и др.
Кроме того, на данный момент в России достаточно успешно функционирует несколько крупных птицефабрик по выращиванию мяса индейки:
- ООО «Евродон»,
- ЗАО «Краснобор»,
- ЗАО «Птицефабрика “Задонская”»,
- ООО «Башкирский птицеводческий комплекс имени М. ГАФУРИ»,
- ООО «Егорьевская птицефабрика».
На всех вышеприведенных птицефабриках объем производства мяса индейки превышает 4,5 тыс. т.
Объемы производства мяса уток, гусей в России чрезвычайно малы, что объясняется отсутствием массового спроса на гусиное и утиное мясо. Случаи, когда птицефабрики занимаются исключительно водоплавающей птицей, довольно редки. Как правило, уток и гусей разводят в дополнение к курам и бройлерам.
– С чем связана непопулярность этих видов мяса в России? Почему их производство практически не интересует птицеводческие предприятия?
– В странах Евросоюза достаточно далеко продвинулись в выращивании уток и гусей, имеются технологии и определенный спрос со стороны потребителей и мясоперерабатывающей промышленности. В России же нет опробованных технологий для промышленного выращивания уток и гусей и, самое главное, нет определенности с потребностями рынка.
– По Вашим прогнозам, как будет развиваться рынок мяса птицы в ближайшем будущем? Планируется ли реализация новых инвестиционных проектов в области производства индюшатины, уток, гусей и цесарок?
– Существенных изменений в структуре российского производства мяса птицы не предвидится. В стране отмечается устойчивый рост спроса на традиционный вид мяса птицы – куриное мясо. В ближайшей перспективе данная тенденция сохранится.
Помимо этого ожидается продолжение роста производства мяса индейки в стране, причем его темпы будут заметно опережать аналогичный показатель по куриному мясу. На данный момент в России можно выделить всего 6 крупных фабрик, которые занимаются промышленным выращиванием и производством мяса индейки. Все они работают на импортном сырье, осуществляя закупки инкубационного яйца или суточных цыплят за границей.
Из всех компаний, работающих на российском рынке мяса индейки, только «Евродон» заявляет о своих инвестиционных планах. Компания планирует увеличить производство индюшатины до 200 тыс. т в год и организовать полный цикл производства, чтобы не зависеть от импортных поставок и колебаний курсов валют.
Рынок мяса уток, гусей и цесарок, как я уже говорила, находится в начальной стадии своего развития. Есть проекты, которые сейчас реализуются и находятся в стадии проектирования, но говорить о сроках их запуска и периоде окупаемости пока преждевременно.
Вместе с тем, несмотря на сложившуюся ситуацию, Россия находится на 12 месте по объему импорта мяса уток, гусей, цесарок в мире. И российский импорт этих видов мяса стабильно растет: за последние 5 лет он увеличился более чем в 2 раза.
Оценка сегментов альтернативного птицеводства.
Параметр |
Мясо индейки |
Мясо уток, гусей, цесарок |
Спрос |
В данное время спрос на мясо индейки сформировался и держится фактически на одном уровне. Тенденция на рынке – рост производства при почти равном сокращении импорта. |
Так как основная часть данной продукции выращивается в хозяйствах населения и используется для собственных нужд, оценить рынок не представляется возможным. |
Технологии |
В стране есть порядка 8-10 птицефабрик, которые выращивают мясо индейки. На данных предприятиях уже опробованы технологии по выращиванию, убою и переработке мяса. |
Технологий, проверенных в России, пока нет, что является главным сдерживающим фактором для развития производства. |
Цена |
Цены на мясо индейки значительно выше, чем на мясо кур, что в значительной степени ограничивает его потребление. |
Цена на мясо уток и гусей выше, чем на мясо кур, что ограничивает спрос. |
Инвестиционные барьеры |
Для выращивания и переработки мяса индейки, уток и гусей в основном используется импортное оборудование, что значительно увеличивает инвестиционную стоимость проектов | |
Сроки окупаемости |
Срок окупаемости проектов по выращиванию и переработке мяса индейки составляет 7-8 лет. Такие же показатели показывают птицефабрики по выращиванию кур и свиноводческие комплексы |
Н/Д |
Выход мяса |
Выход мяса у индейки вместе с субпродуктами составляет порядка 82-84% от живого веса, в то время как кур он составляет порядка 74% |
Выход мяса у уток, гусей и цесарок почти такой же, как и у кур |