МИС


Вот и мы вступили в ВТО!
15.12.2011

Вот и мы вступили в ВТО!

На пресс-конференции «Россия в ВТО: последствия вступления», проходившей в РИА «Новости» 22,11,2011 г., участники получили ответы далеко не на все вопросы, связанные со вступлением в ВТО. Пока остаются открытыми многие важные вопросы, например, о государственной поддержке наиболее уязвимых секторов – свиноводства, птицеводства, мясопереработки. Мы обязательно вернемся к этой теме в ближайших выпусках нашего журнала. В данной же статье будут приведены основные факты, касающиеся условий вступления России в ВТО.

В ноябре 2011 г. договоренности, достигнутые в Женеве в ходе переговоров России и Грузии, фактически открыли нам дорогу во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это давно ожидаемое событие, но все равно для бизнес-сообщества оно стало внезапным как ушат холодной воды. Согласия среди бизнесменов не наблюдается: кто-то довольно потирает руки, а кто-то в отчаянии хватается за голову. Но ясно одно: жить, как раньше, уже не получится. Теперь всем участникам рынка предстоит выполнить объемную и срочную работу по гармонизации законодательства, по повышению конкурентоспособности своих товаров, по выработке защитных мер для внутреннего рынка.

Что же это значит для агропромышленного комплекса страны – самого «слабого звена» нашей экономики? Есть ли у аграриев надежда на выживание? Что ж, давайте разберемся в этом подробнее.

ВТО – это что?

Всемирная торговая организация (ВТО) – международная организация, созданная в 1995 г. с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Членами ВТО являются уже 153 страны, на долю которых в сумме приходится 97 % мирового торгового оборота.

Задачей ВТО является установление общих принципов международной торговли, таких как:

Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации.

Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

Зачем нам ВТО?

Участие в ВТО дает стране определенные преимущества. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.

Для России, в частности, важно получение лучших (в сравнении с существующими) и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции; улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Членство в ВТО – это путь к повышению конкурентоспособности российских товаров, чего не происходит в условиях полной или частичной изоляции.

Трудный путь переговоров

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО. После представления в 1998 г. Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне.

Начиная с 2000 г., представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводились также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций. В течение 2001–2008 гг. состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов.

На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, представляющих анализ последствий присоединения России к ВТО. Некоторые из них, подготавливались независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России

Российскую делегацию на переговорах возглавлял директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России М. .Ю. Медведков. Рабочая группа (РГ), состоящая из 62 членов ВТО (ЕС как один), предварительно одобрила пакет документов российского присоединения. Пакет включает в себя Перечень обязательств по товарам, Перечень обязательств по услугам и Доклад РГ, содержащий описание российского торгового режима и системные обязательства, подтверждающие соответствие этого режима нормам ВТО. Документы внесены на рассмотрение Восьмой министерской конференции ВТО 15–17 декабря 2011 г. После утверждения пакета документов у Российской Федерации будет 220 дней для его ратификации.

Российская Федерация станет полноправным членом ВТО 30 дней спустя после получения ВТО подтверждения о ратификации. Ожидается, что это произойдет 15–16 июля 2012 г.

Цена вопроса (общие обязательства России)

Согласно отчету РГ о результатах переговоров, Россия должна снизить среднюю ставку импортных пошлин до 7,8 % с нынешних 10 % на всю продукцию, в том числе на сельхозпродукцию – до 10,8 % с нынешних 13,2 %.

Россия согласилась на ограничение экспортных пошлин более чем по 700 товарным позициям.

Количественные ограничения на импорт, которые не подтверждены ВТО (квоты, запреты, разрешения, санкции, лицензирование и др.), исключаются.

Российская Федерация будет применять все свои законы, правила и другие меры, регулирующие перевозку товаров (включая энергоресурсы), в соответствии с нормами ГАТТ и ВТО.

В России будут отменены все программы промышленного субсидирования или изменены так, чтобы выданные субсидии не были ограничены условиями экспортирования или нацелены на домашнее использование поверх импортированных товаров.

Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период.

С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте говядины, свинины и мяса птицы. Срок окончания режима тарифного квотирования для этих видов мяса не определен. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину – 31.12.2019 г.

Условия доступа на внутренний рынок говядины останутся на существующем уровне, для мяса птицы и свинины – ужесточатся.

Обязательства по поддержке сельского хозяйства

Агропромышленный комплекс, по прогнозам экспертов, относится к тем секторам экономики России, для которых вступление в ВТО будет иметь наиболее негативные последствия, особенно для предприятий глубокой переработки. В меньшей степени пострадают производители сырья. Хотя эксперты не исключают, что в долгосрочной перспективе ВТО сыграет положительную роль в развитии сельского хозяйства.

Благодаря работе комиссии по переговорам, обязательства в области сельского хозяйства отличаются от стандартных, принимавшихся другими странами (в соответствии со стандартным подходом, присоединяющаяся страна «связывает» общий объем поддержки, искажающей торговлю, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения).

Допустимые объемы внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) определены в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие.

Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять 9 млрд. долларов США (что более чем в 2 раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами). Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 г. – будет «связан» на нынешнем уровне. В настоящее время общий уровень государственной поддержки сельского хозяйства не превышает 3,2 млрд долларов.

Россия подтвердила, что после присоединения к ВТО не будет использовать экспортные субсидии сельскому хозяйству. Впрочем, таких субсидий аграрии не получали и до вступления в ВТО.

Развитые же страны основной упор делают на так называемую «зеленую корзину», т. е. меры, направленные на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, программы регионального развития, содействие структурной перестройке сельского хозяйства и т. д. «Зеленая корзина» не связывается обязательствами по сокращению. Характерно, что с 1995 по 2001 г. затраты на «зеленую корзину» возросли в ЕЭС на 56%, в США – на 26%, в Австралии на 53%. В России же, наоборот, эти затраты сократились более чем вдвое.

По мнению большинства экспертов, основными перспективными направлениями аграрной политики должны стать поддержка агрессивного экспорта, расширение мер «зеленой корзины» и содействие притоку инвестиций в сектор. Только при этих условиях сельское хозяйство сможет устойчиво развиваться.

Обязательства России в качестве члена ВТО

Производство товаров

Основные параметры договоренностей по ставкам импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом следующие:

ЕТТ: средневзвешенная

ВТО:

средневзвешенная

Начальный уровень1

Конечный уровень2

Вся номенклатура

10,293

11,850

7,147

С/х товары

15,634

15,178

11,275

Промышленные товары

9,387

11,256

6,410

Примечания: расчеты средневзвешенных ставок проведены на базе усредненной таможенной статистики поставок из «дальнего зарубежья» в 2008–2010 гг.

1 Максимально допустимый уровень ставок пошлин, который может применяться с даты присоединения России к ВТО.

2 Максимально допустимый уровень ставок пошлин, который может применяться по истечении переходных периодов.

Переходные периоды для либерализации доступа на рынок, как правило, составляют 2–3 года. По наиболее чувствительным товарам – 5-7 лет.

По оценкам, по истечении всех переходных периодов по снижению до финального уровня импортных пошлин около половины всех ставок останется на уровне не ниже нынешнего действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Около 30 % ставок будут снижены не более чем на 5 процентных пунктов.

Россия снизит пошлины для некоторых кормов для животноводства и домашних животных (в том числе, соевых бобов, жмыха, шрота). Облегчится импорт сырья, недостающего для пищевой промышленности (например, высококачественной молочной сыворотки).

Субсидии

Обязательства России в ВТО в части субсидирования промышленности: запрещено будет осуществлять прямое субсидирование экспортеров, а также предоставлять субсидии, получить которые смогут только при условии использования отечественных товаров (например, при субсидировании закупок техники, которая должна быть только отечественной или использования отечественных компонентов в производстве). Доля таких субсидий в общем объеме государственной поддержки промышленности в России крайне невелика и носит точечный характер, в то время как системные меры поддержки, осуществляемые, в том числе, в рамках Федеральных целевых программ правилам ВТО не противоречат и Россия сможет их осуществлять без ограничения объема субсидирования.

Особые экономические зоны

Переходный период по предоставлению инвесторам в Калининградской и Магаданской ОЭЗ льгот, противоречащих правилам ВТО, позволит в полной мере реализовать инвестиционные проекты на условиях, предусмотренных нашим законодательством.

Санитарные и фитосанитарные меры и техническое регулирование

Применяемые санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры Российской Федерации должны быть основаны на международных стандартах, подкреплены достаточным научным обоснованием и оценкой риска.

Россия сохранит право применять более жесткие требования по сравнению с указанными международными стандартами, если того требует уровень защиты, установленный в Российской Федерации. Россельхознадзор обязуется, прежде чем принять меры по приостановке импорта, предоставить стране-экспортеру возможность принять соответствующие корректирующие меры. Данное обязательство не распространяется на случаи, связанные с существенными рисками для здоровья людей и животных.

В части технического регулирования Российская Федерация будет обеспечивать соответствие законодательства в данной сфере требованиям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Техническое регулирование будет разрабатываться с учетом международных стандартов и рекомендаций и необходимости обеспечивать необходимый уровень безопасности Российской Федерации.

Источник: Справка Минэкономразвития РФ по обязательствам России в качестве члена ВТО

Автор:  Н. Яремчук, фото: www.k2kapital.com
Источник:  www.meatbranch.com