![]() |

ВТО: Каких изменений нам ждать?
Вступление в ВТО имеет для российской экономики весьма неоднозначное значение. В чем-то страна выигрывает, но, с другой стороны, чем-то придется жертвовать. Для АПК страны, и, особенно, для отрасли мясопереработки, условия ВТО могут стать тормозом дальнейшего развития. Бизнес-сообщество ведет дискуссию о том, есть ли возможность избежать негативного сценария? Наши эксперты делятся с читателями своим видением ситуации и предлагают свои варианты стратегии для производителей мясных продуктов.
Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России
– Бесспорно, ожидаемым событием 2012 г. станет атмосфера, форма и содержание дискуссий приратификации в Государственной Думе соглашений по присоединению к ВТО. Путем к компромиссу между разными сторонами аграрного бизнес-сообщества может считаться только тщательно просчитанная программа юридически закрепленных договоренностей о предоставлении достаточных средств поддержки приоритетным секторам АПК для равной конкуренции с коллегами из ЕС.
Но такая программа может появиться на свет только в случае, если атмосфера обсуждений будет взвешенной и конструктивной, что маловероятно. В случае же митинговой демагогической логики прений (что с большой вероятностью будет происходить в Госдуме), решение по распределению АМП (Агрегированной меры поддержки) будет принято по принципу «всем сестрам по серьгам», и эта размытость финансовых потоков никак не будет отражать приоритетность тех или иных подотраслей в долгосрочной политике агропродовольственного сегмента.
Ярким выражением всеобщего заблуждения является направление государственных средств для поддержки, к примеру, птицеводства или молочного животноводства, и одновременно – производителей «ресторанной» мраморной говядины! Если бы до переговоров был определен приоритетный профиль будущей аграрной отрасли РФ, нацеленный на поддержку конкурентоспособности и опирающийся на естественные преимущества подотраслей, мы могли бы иметь алгоритм оптимального распределения средств и усилий, а также возможную платформу для компромиссов.
Кратко остановлюсь на основных моментах, касающихся условий вступления.
Главное, что удалось отстоять в ходе переговоров, это сохранение в прежнем объеме квот на ввоз говядины и птицы после вступления в ВТО, причем Россия будет контролировать импорт говядины и птицы бессрочно, а свинины – только до 2020 г.
Квота на охлажденную говядину в соответствии с договоренностями по ВТО составляет 40 тыс. т на неопределенный период. Квота на мороженую говядину останется на уровне 530 тыс. т.
Квота на мясо птицы – 250 тыс. т, на мясо птицы механической обвалки – 100 тыс. т, и на индейку 14 тыс. т.
Квоты на импорт свинины останутся до 31 декабря 2019 г. включительно. Квота на 2011 г определена в размере 472,1 тыс. т.
Неизменным в ближайшие годы останется размер пошлин: для говядины – 15% внутри квоты и 55 % сверх квоты, а после отмены квоты будет действовать плоский тариф 27,5 %.
Размер таможенной пошлины для птицы – соответственно, 25 и 80 %. После отмены квоты единая ставка таможенного тарифа составит 37,5%.
Пошлины на ввоз квотной свинины будут снижаться с 15 до 0 % в течение переходного периода. Пошлины на внеквотную свинину будут снижаться с 75 до 65%. После отмены квоты по свинине в 2020 г. будет применяться единая таможенная пошлина в размере 25 %.
Что эти условия означают для каждой из отраслей? До 2020 г российский рынок птицы получил хорошие защитные условия: доля импорта будет не более 10 %. Но усилится внутриотраслевая конкуренция. Поэтому нашим птицеводам не нужно сегодня «пинать» импорт, им лучше направить свои усилия на маркетинг и увеличение эффективности производства. Одно из слабых мест производства птицы – узость ассортимента. Российские птицеводы остановились на производстве тушек массой 1,5 кг, в то время как для разделки целесообразно производить более крупные тушки, до 1,8–2,2 кг. Также в мире сейчас очень востребованы тушки массой 0,8–1,0 кг для гриля. Если не обращать внимания на изменения спроса, то экономические показатели птицеводов могут резко ухудшиться в следующем году, потому что рынок мяса птицы подходит к уровню насыщения.
Свиноводство теряет больше других отраслей от вступления ВТО. Самая чувствительная для них уступка: снижение пошлины на ввоз живого скота с 45 до 5%. Ранее свиноводы просили поднять ее до 75%, потому что в Россию поступало много живого скота по демпинговым ценам из Прибалтики, Польши, смежных стран.
Очевидно, что в сложившейся ситуации свиноводы могут рассчитывать на финансовую помощь государства. Но эти деньги должны направляться адресно, только тем предприятиям, которые соответствуют современному технологическому уровню.
Дмитрий Медведев, выступая с Посланием к Федеральному собранию, прокомментировал: «Присоединение к ВТО – это значимый фактор интеграции России в мировую экономику. Оно отвечает как нашим национальным интересам, так и целям стабилизации международной торговой системы».
Юрий Ковалев, генеральный директор Национального союза свиноводов
– Отрасль свиноводства в России только начала свое развитие. В прошедшем году, благодаря помощи государства, масштабным инвестициям и совместным усилиям производителей, в работе отрасли произошли структурные изменения. В результате использования животных новой генетики, применения новых технологий выращивания и переработки качественные характеристики свинины практически приблизились к мировому уровню.
Но фактором риска для дальнейшего развития отрасли становится вступление в ВТО. О вероятности негативного сценария развития НСС предупреждает правительство, основываясь на тщательных расчетах, подтверждающих выводы аналитиков. Хочу заметить, что и в МСХ РФ, и в Минэкономразвития аргументы свиноводов слышат. Долгие переговоры России об условиях вступления позволили добиться принципиальных договоренностей, которые однозначно защищают отечественное сельское хозяйство.
Наиболее важными для судьбы свиноводства можно назвать следующие пункты условий.
На период до 2020 г. сохраняется режим «Агрегированные меры поддержки» (АМП) сельского хозяйства в виде «Оранжевой корзины». Этот механизм сохраняет все существующие сегодня меры господдержки (льготные субсидированные кредиты, разовые субсидии, льготное налогообложение и т. д.). Они не только сохранятся в полном объеме, но и будут увеличены в 2012–2016 г. с 4,5 млрд до 9 млрд долларов. Однако после 2017 г. уровень АМП должен быть снова снижен до 4,5 млрд долларов.
Компенсировать падение поддержки в «Оранжевой корзине» можно неограниченным увеличением размера «Зеленой корзины» (социальная помощь малоимущим, страхование выплат, развитие инфраструктуры и т. д.).
До 2020 г. сохраняется квотное регулирование импорта мяса. После 2020 г. квоты будут заменены «плоской» пошлиной в размере 25 %.
В то же время России пришлось пойти и на некоторые уступки. Наибольшую тревогу вызывает отмена внутриквотной таможенной пошлины. Сейчас эта пошлина составляет 15 %, но не менее 0,25 евро/кг. Снижается и размер таможенной пошлины на ввоз мяса сверх квоты: с 75 до 65 %.
Пошлина на ввоз живых свиней для убоя, размер которой с большим трудом удалось повысить в 2009 г. до 40 %, в течение нескольких лет должна быть снижена до уровня 2006 г., т. е. до 5 %. Это условие – одно из самых негативно влияющих на развитие отрасли, на которое НСС обращает особое внимание правительства.
Еще одно неблагоприятное для отрасли условие – возврат размера таможенной пошлины на свиные субпродукты с 25 % к 15 %. В настоящее время в страну ввозится около 500 тыс. т этих товарных позиций, и этот объем уже сопоставим с объемом ввоза квотной свинины. Но, так как не удалось отстоять ни квотный механизм, ни запретительные пошлины, тема ввоза шпика и субпродуктов на переговорах не особенно фигурировала. Поэтому НСС вынужден это обстоятельство особо учитывать, обращаясь к правительству. Увеличение объема производства собственной свинины означает также и увеличение объема производства собственного шпика, что приведет к затовариванию рынка и обернется убытками для отрасли.
Не удалось в ходе переговоров закрыть доступ на российский рынок и так называемой «высококачественной» говядине, которая ввозилась сверх квот, но при этом облагалась 15%-ной внутриквотной пошлиной. Несколько лет назад минимальную цену на такую говядину подняли с 3 до 8 евро/кг, что стало большой победой отраслевого бизнеса. Теперь же не разрешено применять эту меру для говядины из США, Канады и Аргентины. Видимо, дальше это решение распространится и на другие страны. У экспортеров возникает реальная возможность под видом «высококачественной» говядины ввозить в Россию сверх квоты обычные говяжьи отруба и даже тримминг по демпинговым ценам.
Подчеркиваю, что все перечисленные угрозы являются не прогнозами, а скорее – факторами риска, но если не удастся принять меры, сохраняющие инвестиционную привлекательность отрасли, российское свиноводство может затормозить на объеме 2,2–2,3 млн т в год. При этом ранее построенные и реконструированные предприятия останутся и свои объемы сохранят, но от новых проектов, по всей видимости, придется отказаться. На фоне падения производства в ЛПХ и в старых комплексах, рост потребления свинины будет удовлетворяться за счет увеличения импорта.
Обнадеживает, что в правительстве понимают эту угрозу продовольственной безопасности, и сейчас эта тема обсуждается на переговорах на высоком уровне.
В целом убытки для свиноводства при вступлении в ВТО могут составить до 20 млрд руб., и с этим что-то надо делать. Национальный союз согласовал с правительством минимально необходимые меры, которые должны быть осуществлены, чтобы избежать негативных последствий.
1. Сохранить существующий комплекс господдержки в период 2013–2020 г (субсидированные кредиты, льготы налогообложения и др.). Особое значение для инвесторов приобретает сохранение льгот по налогу на прибыль до 2020 г.
2. В случае вступления в ВТО обеспечить сохранение вплоть до 2020 г. квотного механизма регулирования импорта мяса на уровне 350–400 тыс. т. с сохранением запретительного уровня сверхквотных таможенных пошлин.
3. Принять решение по дополнительному стимулированию ежегодного ввода в строй 20 предприятий по убою и первичной разделке свиней общей мощностью до 2 млн голов в год.
4. Восстановить единую ветеринарную службу, напрямую подчиненную федеральному центру.
5. Принять исчерпывающие меры по искоренению в среднесрочной перспективе вируса АЧС на всей территории РФ.
6. В рамках развития отечественной племенной базы предоставить для производителей товарной свинины возможность использовать субсидированные инвестиционные кредиты, а также условия финансовой аренды (лизинга) для закупки отечественных свинок категории F1 при комплектовании материнского стада вновь построенных или реконструированных свинокомплексов.
Мы надеемся, что в ходе переговоров будут найдены какие-то варианты государственной поддержки, чтобы привлекательность отрасли, пусть и в несколько усеченном виде, была сохранена.
Владимир Путин призвал разработать меры по поддержке российских производителей после вступления страны во Всемирную Торговую Организацию.
«Проектная ратификация может состояться в течение полугода, и у нас есть с вами время, чтобы внимательно посмотреть на все возможные инструменты защиты интересов отечественных производителей», – подчеркнул он на съезде «Деловой России».
Виктор Линник, президент агропромышленного холдинга «Мираторг»
– Конкретные экономические преимущества от вступления России в ВТО
объяснить не может никто.
Если говорить о мясной отрасли, то мы берем на себя обязательство открыть свой рынок более чем для 2 млн т мяса в год в течение восьми лет, теряя на этом 5–6 млрд долл. в год, при этом барьеры для российского экспорта по-прежнему сохраняются.
Процесс возрождения агропромышленного комплекса в нашей стране едва начался после долгих лет регресса, и сельскому хозяйству надо было бы сначала выйти на конкурентоспособный уровень, и только потом, лет этак через десять, принимать на себя обязательства, предложенные ВТО (если к тому времени эта организация еще будет существовать). Сегодня есть вполне обоснованные сомнения в перспективах ВТО, учитывая тот факт, что реальные рычаги управления ВТО находятся в руках США и ЕС, превращая остальных членов этой организации в формальных и зависимых участников.
До настоящего момента нам так и не раскрыты все условия вступления страны в ВТО. Есть масса отрывочных данных, на основании которых сложно увидеть всю картину и оценить все последствия. Но уже достаточно ясно, что снижение ставки пошлины на ввоз товарного поголовья свиней в восемь раз (с 40 до 5 %) приведет к резкому увеличению ввоза импортного поголовья. Учитывая размеры государственной поддержки фермеров в других странах, цены на ввозимых свиней будут реально ниже тех отпускных цен, которые могут позволить себе отечественные свиноводы. Тем не менее, им придется снижать цены на товарное поголовье в России. Результатом станет резкое снижение инвестиционной привлекательности свинокомплексов – основы подотрасли свиноводства.
Еще менее привлекательными станут инвестиции в глубокую переработку свинины из-за снижения пошлины на ввоз свиных субпродуктов на 40 % (с 25 до 15 %). В странах ЕС эта товарная позиция не востребована в таких объемах, в каких производится, и поставляется в Россию по демпинговым ценам, при том, что объем ввоза превышает 600 тыс. т в год.
Подписанное соглашение на ввоз так называемой «высококачественной» говядины с 15%-й пошлиной из США, Канады и Аргентины по сертификатам, оформленным самими экспортерами, позволит им на законном основании ввозить обычные говяжьи отруба в обход квоты по говядине.
Соглашаясь на такие условия, мы возвращаемся на три года назад и тормозим развитие производства мясного скотоводства.
Но на этом наши убытки не кончаются. Надо понимать, что производство мяса – вершина производственной пирамиды и обеспечивает работу еще в шести-семи смежных отраслях, и можно 6 млрд долл. прямых убытков отрасли умножить минимум на три и получим 15–18 млрд долл. в год недополученной прибыли в государственную казну – это цена вопроса входа в ВТО только по мясу.
Если вступая в ВТО, мы ожидали получить свободный доступ на мировой рынок, то и в этом у России нет выигрыша. В ВТО изначально не существует свободной торговли и нет условий равного доступа на рынки участников – есть диктат США и Евросоюза. Россия пытается попасть на «тонущий корабль», и непонятно, кому больше необходимо наше присутствие в ВТО – им или нам. Все то, о чем говорят «реформаторы» по поводу конкуренции, привлечения технологий, защиты интеллектуальной собственности и экспорта, можно обсуждать совместно на правительственном уровне в рабочем режиме, и никакое ВТО здесь не нужно.
Единственное, что дает определенную надежду, – это то, что в настоящий момент правительство анализирует реальные последствия вступления России в ВТО, и, возможно, здравый экономический смысл и стратегия развития собственной страны и товаропроизводителя выиграют при принятии взвешенного решения. Еще не поздно «отыграть» назад!
Сергей Куренев, президент Агрохолдинга «ЮМИКО»
– 2011 г. оставил производителям мясных продуктов ряд начатых, но не доведенных до логического завершения дел. Среди вопросов экономического характера – реализация принятого в середине декабря решения о вступлении нашей страны в ВТО.
В отличие от отраслей, ориентированных на экпорт (производство зерна, металла, нефтепродуктов), производители продукции глубокой переработки, в том числе мяса и мясных продуктов, столкнутся с рядом сложностей, связанных с либерализацией доступа импортных товаров на российский рынок. Мясоперерабатывающая отрасль только начала вставать на ноги после долгих лет регресса, и ни для кого не секрет, что себестоимость мяса российского производства заведомо выше среднемировой.
Поэтому сейчас спрогнозировать, каков будет общий эффект от присоединения к ВТО, сложно. Безусловно, конкуренция с импортом усилится, причем в мясопереработке и свиноводстве особенно ярко.
В связи с тем, что таможенные пошлины на ввоз сырья будут снижены или отменены, можно ожидать временного снижения цен на мясное сырье, что, возможно, поначалу станет благоприятным фактором для мелких и средних производителей. Но усиление конкуренции на рынке готовой продукции смогут выдержать только высокоэффективные производства, оснащенные новейшим оборудованием и применяющие инновационные технологии.
Для сырьевых секторов, в частности, свиноводства, условия ВТО приводят к несправедливой, неравновесной конкуренции с западными сельхозпроизводителями, особенно если сравнить масштабы государственной поддержки производства мяса в нашей стране и за рубежом.
Какой стратегии придерживаться в этих условиях производителям, зависит, в том числе, и от того, насколько предприятие сумело вписаться в новые экономические рамки, на каком этапе развития оно находится.
Видимо, труднее всего в рамках ВТО придется мелким и средним предприятиям.
Более уверенно в новые условия впишутся крупные предприятия, особенно, если они успели провести модернизацию производства, перешли на новые системы управления качеством, прикладывают достаточно много усилий для продвижения своих брендов.
Точно можно сказать уже сейчас, что в сложившихся условиях на первый план выходит именно стратегическое планирование, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. При правильном планировании отечественный агробизнес, в том числе и свиноводство, сможет быть и конкурентоспособным, и востребованным. У российских предприятий, несомненно, есть и преимущества, и перспективы для интегрирования в мировое экономическое сообщество.
Напомню, что холдинг «ЮМИКО» владеет 100 % доли в уставных капиталах Мясокомбината «Кунгурский» в Пермском крае, мясоперерабатывающих предприятий «ТАТМИТ-Агро» и «ТАТМИТ» в Татарстане. На сегодняшний день «ТАТМИТ-Агро» является основным поставщиком сырья для Мясокомбината «Кунгурский». В течение 2011 г. инвестиции в агропромышленный комплекс в Татарстане составили около 100 млн руб; в реконструкцию и переоборудование производства, приобретение специализированного автотранспорта, в модернизацию производства на мясокомбинате – около 2 млрд руб.
Сейчас в наших планах – увеличение объема выпускаемой продукции и расширение ассортиментной линейки во всех ценовых сегментах. Мы смотрим в будущее уверенно и намерены по максимуму использовать возможности ВТО, как на внутреннем рынке, так и на внешнем.
Елена Скрынник: «Процесс вступления России во Всемирную торговую организацию будет сопровождаться модернизацией отечественной сельскохозяйственной отрасли. Все возможности для того, чтобы наша продукция была более конкурентоспособной, будут созданы».