Морозильные склады класса А
МИС


Рознице без разницы
28.06.2011

Рознице без разницы

Несмотря на снижение оптовых цен, потребитель платит больше

Производители сельхозпродукции рапортуют о расширении производства и благоприятных погодных условиях. Судя по всему, урожай этого года будет на славу. Но это вовсе не значит, что цены на продукты будут снижаться.

Засухи, подобной прошлогодней, в этом году не будет. «В прошлом году в это время засуха зверствовала уже месяц. Сейчас подобного не наблюдается», – сообщил руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. По его словам, даже если июль будет жарким, это мало повлияет на сбор урожая, количество выращенной птицы, свинины и говядины, а значит, и на рост цен на продукты.
По данным Росстата, продовольственная инфляция за месяц в мае впервые с начала прошлого года вышла в ноль. С начала этого года продукты подорожали на 5,2%, но в мае заметно дешевели яйца, сахар, манка и мука. Рост цен на крупы резко замедлился, правда, по-прежнему дорожает пшено – за последний месяц цены поднялись на 4%.

Крупы и овощи
Директор департамента регулирования агропродовольственного рынка и развития инфраструктуры Минсельхоза Илья Шестаков уверен, что цены будут снижаться. «В ожидании нового урожая они уже начали падать, – сообщил он. – Подешевела гречка и многие другие продукты». Правда, пресловутая гречка, которая после неурожая прошлого года выросла в цене в три раза, подешевела всего на 0,6% – около 40 коп.
А вот овощи дешевеют каждую неделю на 2%, а в июле и августе цены начнут падать ещё быстрее. Особенно это касается картофеля. По словам Ильи Шестакова, в минувшем сезоне из-за неурожая россияне съели картошки примерно на 1 млн тонн меньше, чем в прошлом (при годовом производстве 21 млн тонн). «Потребители перестроили рацион и перешли на макароны и рис», – пояснил чиновник. В этом году урожай картофеля ожидается на треть больше. Зато с хлебом сложнее – он по-прежнему остаётся одним из самых быстро дорожающих продуктов (с начала года на 8%). В связи с отменой с 1 июля запрета на экспорт зерна растут оптовые цены, в министерстве надеются, что розничные за ними не последуют. Но гарантировать этого не могут.

Молоко
Председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко считает, что на молочном рынке сюрпризов тоже не будет. «В этом году ситуация на рынке скучная – цены стабильные, и темп их роста существенно ниже инфляции, – рассказывает он. – Мировые цены на молочную продукцию также не растут. Благоприятная погода установилась во всех «молочных» регионах».

Мясо

Производство отечественного мяса тоже набирает обороты. Но рост предложения не всегда означает снижение цен. Говядина пользуется популярностью во всём мире, и в разных странах рост цен на неё за год составил от 30 до 50%.
«Дорожание говядины не прекратится, – считает Сергей Юшин. – За год потребительская цена на этот вид мяса в среднем по России выросла на 12%. Думаю, для нашего потребителя эта тенденция будет не так важна, если мы сможем сделать более доступными – в необходимом объёме и качестве – свинину и птицу».

Производители говорят, что у них есть все предпосылки справиться с этой задачей. В частности, внутреннее производство свинины увеличилось с начала года на 8%, импорт – на 5%. Однако, судя по ценам, предложение всё ещё не успевает за спросом. Правда, цена на куриное мясо за счёт дополнительного производства упала в оптовом сегменте на 10–15%, и рост её не ожидается как минимум полгода. Вот только рядовой россиянин этой радости не заметил – разницу в цене съела розница: торговые сети и небольшие магазины решили цены не снижать.

Прогноз
Розница считает, что у сетей были все основания, чтобы оставить себе «лишнюю» выручку: рост налогов и тарифов не может не отразиться на цене. «Услуги ЖКХ подорожали на 15%, налоги выросли на 25%, подорожала электроэнергия и многое другое. По законам математики цены на продовольствие должны были вырасти в два раза, а продукты питания подорожали незначительно. Кто за это заплатил? Розница!» –
пояснил управляющий партнёр корпорации Management Development Group Дмитрий Потапенко.
По прогнозам представителей сетевых магазинов, повышение цен неизбежно и проявится уже в сентябре. Сейчас полным ходом идёт заключение сделок на поставку продуктов на осень. И суммы, которые прописаны там производителями, выше сегодняшних минимум на 2%.
Каким бы ни был урожай, потребитель, как всегда, проиграет: розничные цены растут у нас вслед за оптовыми быстро, а вот падают крайне неохотно.

Автор: Ирина Заверняева
Фото: realto.ru

Гудок