Социологи выяснили, на каких продуктах экономят россияне


Социологи выяснили, на каких продуктах экономят россияне
15.12.2009

Социологи выяснили, на каких продуктах экономят россияне

 

Под влиянием кризиса многие россияне, конечно, вынуждены сокращать расходы на питание, но о массовом отказе от основных продуктов в течение последнего года говорить не приходится. Этот факт подтверждают результаты регулярных опросов общественного мнения, проводившихся в течение кризисных месяцев социологами из компании «Башкирова и партнеры&aquo;. В ходе исследования подтвердилось, что людей, вынужденных сократить расходы на питание, больше среди селян, чем среди горожан, а наиболее уязвимая возрастная группа потребителей -- россияне старше 60 лет. А недифференцированный по социальным группам опрос, призванный отразить влияние экономического кризиса на потребление по группам товаров, выявил, в частности, что 5% россиян полностью отказались от мяса, 6% -- от колбасы и мясных изделий, 3,5% -- от молока. Таким образом, диета многих наших сограждан по-прежнему далека даже от незамысловатой модели потребительской корзины.

В исследованиях социологов шла речь только о продуктах основной группы, входящих в потребительскую корзину, -- молоке и молочных продуктах, хлебе, крупах, растительном и сливочном масле, мясе и мясных изделиях, овощах и фруктах. Опросы проводились среди 1500 респондентов в семи федеральных округах. Социологи сравнивали различные группы общества: молодежь и пенсионеров, женщин и мужчин, горожан и селян.

В ходе опросов проявилось существенное различие в уровне потребления между пенсионерами и молодежью 18--29 лет. Молодые люди вдвое реже признавались в том, что сокращают расходы на питание, нежели пожилые россияне. В частности, пришлось из-за кризиса сократить расходы на мясо 42,4% пенсионеров и 24,5% молодых, на колбасу и мясные изделия в этих группах тратят меньше соответственно 42,5 и 17,9% респондентов, на сыр -- 37,3 и 13,8%, а на овощи и фрукты -- 23,7 и 12,1%. Большой разрыв между этими группами потребителей наблюдался и ранее, пояснили в компании «Башкирова и партнеры&aquo;, схожие результаты социологи получили и летом этого года, когда последний раз проводили аналогичное исследование.

Достаточно предсказуемыми были и результаты сравнения уровня потребления в городах и сельской местности -- с советских времен ситуация практически не изменилась. «Село живет значительно хуже, -- отметила в беседе с корреспондентом «Времени новостей&aquo; гендиректор компании «Башкирова и партнеры&aquo; Елена Башкирова. -- Характерно, что здесь траты сократились абсолютно на все продукты. Селяне и раньше жили плохо, а теперь еще хуже, горожане же оказались в более благоприятной ситуации&aquo;. Согласно данным исследования, значительно сократили свои расходы на молоко 12,9% горожан и 17% сельских жителей, на мясо -- 32,1 и 39,5% респондентов, на колбасу и мясные изделия -- 26,3 и 39,4% соответственно. Как отмечают социологи, эта тенденция характерна не только для молока, мяса и мясных изделий, но и для всех других основных категорий товаров, за исключением хлеба и крупы. Здесь доли респондентов, значительно сокращающих расходы, на селе и в городе примерно равны (7--8%).

Отдельно социологи изучили и различие в уровне потребления между мужчинами и женщинами. Женщинам, как показывало и предыдущее исследование, в кризис живется сложнее, чем мужчинам, -- они чаще сообщают, что вынуждены сокращать расходы на основные продукты питания.

«Больше всего меня пугает, что 5% населения вообще отказались от мяса. Это же миллионы в масштабах страны&aquo;, -- говорит г-жа Башкирова. По ее словам, довольно высок и процент отказавшихся от других основных продуктов: 6% россиян вычеркнули из собственного меню колбасу и мясные изделия, 5,5% -- сыр, 3,5% -- молоко, 2,5% -- рыбу. Чуть меньше показатели по хлебу и крупам (0,9 и 1,3% соответственно), растительному маслу (1,2%) и овощам и фруктам (1,9%). Правда, по сравнению с результатами июньского соцопроса все же наблюдается положительная динамика потребления некоторых продуктов. Так, на 10% уменьшилась доля респондентов, значительно сокращающих расходы на молоко и молочные продукты, на 5,4% -- количество экономящих на сыре.

«Не думаю, что с июня чрезвычайно изменилось положение в лучшую сторону, -- предполагает Елена Башкирова. -- Видимо, люди приспособились, успокоились и поняли, что в условиях кризиса можно жить и не отказываясь от многих продуктов&aquo;. Комментируя итоги исследований, она отметила, что в целом «по сравнению с июнем наблюдается тенденция к стабилизации ситуации&aquo;. Правда, давать прогноз на будущее социолог не решилась. Она подчеркивает, что потребление зависит от целого ряда факторов -- от психологического настроя россиян до уровня инфляции в стране. «Кризис не привнес принципиально новых проблем, он проявил старые, -- говорит г-жа Башкирова. -- Очевидно, что независимо от кризиса страдают пенсионеры, жители сел и молодые россияне, у которых нет богатых родителей. Менять потребительскую корзину и независимо от кризиса нужно, об этом уже давно говорят эксперты&aquo;.

В какой-то степени мнение экспертов, видимо, разделяют и власти. На последнем заседании Совета безопасности, где обсуждалась доктрина продовольственной безопасности, президент Дмитрий Медведев отметил, что по целому ряду показателей диета россиян не дотягивает до рекомендуемых норм полноценного питания. В России, по данным президента, обеспеченность продуктами по отношению к рекомендуемым нормам по мясу и молоку ниже на 25%, рыбе -- на 45%, по овощам -- также на 25%.

Правда, власти в обсуждении продовольственной корзины россиян намеренно смещают акценты в сторону безопасности, выводя на первый план вопросы способности страны к самостоятельному обеспечению своих граждан основными продуктами. Между тем у потребительской корзины -- модели условной, но необходимой для проведения расчетов прожиточного минимума и различных социальных выплат -- есть и вполне политический аспект. Изменение потребительской корзины и, следовательно, повышение привязанного к ней прожиточного минимума весьма наглядно демонстрирует уровень бедности населения страны -- к беднякам автоматически причисляются граждане с доходами ниже этого минимума. Как отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей&aquo; руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, последние пересмотры потребительской корзины и прожиточного минимума проводились в те годы, когда росли средние доходы населения. Соответственно правительство позволяло себе увеличить показатели потребления по ряду продуктов без опасности повысить число официальных бедняков. «Сейчас ситуация другая и увеличение показателей по потребительской корзине напрямую ведет к увеличению показателя бедности&aquo;, -- говорит г-н Гонтмахер. По его мнению, очередной пересмотр параметров может и не состояться, хотя согласно законодательству потребительская корзина в России должна меняться каждые пять лет и по графику следующая «ревизия&aquo; намечена на 2011 год.

«Если будет кризис, то я думаю, правительство выйдет с предложением к Государственной думе не пересматривать потребительскую корзину или проведет эту процедуру формально, символически увеличив потребление, скажем, колбасы на два грамма&aquo;, -- считает эксперт.

Время новостей 



© 2011 Мясопортал, 2011 Мясопортал