Кремлевская торговля
Из-за законопроекта о торговле переругались уже не только поставщики с ритейлерами, но и правительство с администрацией президента. Администрация раскритиковала одобренную первым вице-премьером Виктором Зубковым версию закона, не оставив камня на камне от ее основных положений. Но правительство это не смущает — оно настаивает на своей редакции.
Законопроект о торговле Госдума приняла в первом чтении только после личного вмешательства премьера Владимира Путина; во втором чтении она должна была рассматривать его завтра. Документ ограничивает права ритейлеров: запрещает брать с поставщиков любые бонусы, кроме премии за объем (и ту ограничивает 10%), вводит жесткие сроки оплаты поставленного товара, запрещает сети открывать новые магазины в муниципальном образовании, если ее доля на рынке превышает 25%. В начале ноября документ был одобрен на совещании у Зубкова, а 2 декабря профильный комитет по экономической политике Госдумы рекомендовал принять документ во втором чтении.
Как стало известно «Ведомостям&aquo;, против законопроекта резко выступило Государственно-правовое управление (ГПУ) администрации президента — оно дало отрицательный отзыв, рассказали источники в аппарате комитета и фракции «Единая Россия&aquo;. В итоге второе чтение, говорят они, перенесено «на неопределенный срок&aquo;.
«Ведомостям&aquo; удалось ознакомиться с претензиями ГПУ. «Законопроект практически не затрагивает вопросы обеспечения прав и законных интересов конечного потребителя, хотя соответствующая цель продекларирована&aquo;, — считает управление.
ГПУ раскритиковало практически все основные положения проекта.
Так, ограничение премии за объем 10% противоречит «гражданско-правовому принципу свободы договора&aquo;, а также экономической логике: увеличение объемов сбыта в интересах производителя, и он вправе за него заплатить. Идею запретить продавать товары по цене ниже поставки администрация называет «сомнительной с правовой точки зрения&aquo; (к тому же этот вопрос регулируется антимонопольным законодательством).
Исполнительный директор «Русбренда&aquo; Алексей Поповичев считает справедливыми замечания ГПУ: «Бонусы дают дополнительные инструменты по стимулированию розничных сетей, а также возможность поставщикам конкурировать между собой&aquo;.
Сроки оплаты за товар должны зависеть от срока его годности, но в законопроекте появились непонятные исключения, пишет ГПУ. В качестве примера приведены замороженная говядина, свинина, мясо курицы и молоко, рассчитываться за которые законопроект предлагает в течение 10 дней. Такое положение «ставит в заведомо выгодные условия некоторых производителей и поставщиков&aquo;.
Замороженное мясо и молоко необоснованно включены в группу продуктов, имеющих срок годности до 10 дней, говорит гендиректор «Метро кэш энд керри Россия&aquo; Акин Байер: срок годности замороженных продуктов составляет несколько месяцев.
Запрет сетям приобретать новые торговые площади, если их доля превышает 25%, показался ГПУ некорректным. Запрет не может носить абсолютный характер, необходимо предусмотреть исключения, вводимые правительством или президентом, полагает ГПУ, иначе пострадает население небольших муниципалитетов. Совладелец сети «Магнит&aquo; Сергей Галицкий считает эту статью самой «вредной для бизнеса&aquo; в законе.
Помощник президента Аркадий Дворкович говорит, что все перечисленные замечания — принципиальные. Но правительство «продолжает исходить из редакции, принятой на совещании у Зубкова в начале ноября&aquo;, настаивает замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов, который будет участвовать в согласительной комиссии от Белого дома. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков называет такие разногласия«обычным рабочим процессом&aquo;.
Что объединяет высокие спорящие стороны, так это трудно объяснимая уверенность в том, что закон будет принят до конца года. Председатель комитета по экономполитике Евгений Федоров говорит, что «закон, вероятнее всего, примут 11 декабря&aquo;. Дворкович считает, что для внесения поправок ГПУ понадобится 7-10 дней. Песков просто обещает, что«компромисс будет найден&aquo;.
«В первом чтении закон принимался с тем же заключением ГПУ, но позиция правительства осталась неизменной&aquo;, — напоминает сенатор и совладелец «Моссельпрома&aquo; Сергей Лисовский.
Если администрация президента выступила против, то определенные нормы обязательно будут скорректированы, считает председатель экспертного совета «Деловой России&aquo; Антон Данилов-Данильян. По его словам, такие конфликты между правительством и администрацией случались и раньше, они не всегда выливались на публику, но споры были по закону о страховании вкладов, закону об особых экономических зонах, поправкам в Бюджетный кодекс, касающимся инвестиционного фонда, поскольку порой сталкивались интересы конкретных чиновников. Другое дело, что «в условиях тандема&aquo; такие противоречия будут только нарастать, прогнозирует эксперт.