Замораживай и властвуй


Замораживай и властвуй
20.07.2011

Замораживай и властвуй

 Производители полуфабрикатов могут праздновать победу — сибиряки разучились готовить пельмени
Компания «Сибирский гурман» отчиталась о возобновившемся росте продаж пельменей, вареников и других подобных полуфабрикатов. Новосибирцы готовы все больше тратить на покупку продукта, который в силах приготовить дома любая семья. НГС.БИЗНЕС попробовал выяснить, кто сейчас кормит горожан и что ждет потребителей под красочными упаковками.

По словам коммерческого директора «Сибирского гурмана» Дмитрия Гапоненко, его компании удалось в первом полугодии нарастить продажи замороженных полуфабрикатов на 2 % (по сравнению с аналогичным периодом 2010 года). Всего компания выпустила продукции на 842 млн рублей, из которых на пельмени приходится 566 млн.

Такие же темпы «Гурман» намерен сохранить и во втором полугодии. Однако достичь докризисных показателей компании в 2011 году все равно не удается.

После того, как в 2009 году доходы населения упали, потребители начали экономить и перешли на более дешевые продукты (а то и начали лепить пельмени сами). В результате рынок обвалился на 10 %. Вернуться на завоеванные позиции оказалось непросто. В 2010 году, когда дела в целом пошли на лад, компании удалось увеличить продажи только на 6 %.

Это не удивительно. «Сибирский гурман» — одна из старейших компаний этого профиля, однако далеко не единственная. В Новосибирске на полках магазинов стабильно можно увидеть пельмени как минимум десятка поставщиков. В самом «Гурмане» долю своей компании оценивают в 41 % (еще 20 % занимает «Алекон» и около 10 % у «БМК Компании» — марка «Кольцовские»). Ритейлеры подтверждают эти оценки, замечая только, что за третье место среди брендированных пельменей в разных сетях могут побороться какие-то свои поставщики.

Замораживай и властвуй

Одной из причин, по которой возврат к прежним показателям «Сибирского Гурмана» идет медленнее, чем хотелось бы владельцам компании, является развитие так называемых «собственных марок» — пельменей, которые продаются в магазинах под маркой торговой сети (а то и вовсе без бренда). Так, по словам руководителя дирекции закупок «Новых торговых систем» (НТС — это сети «Универсам удачных покупок», «Супермаркет», «Лидер экономии») Инны Буханцевой, лидером продаж в объемном выражении в магазинах НТС является вовсе не собственная марка «Лидер экономии» (производитель компания «Сибирский боярин»).

Покупатели отдают предпочтение товарам под собственной маркой, поскольку они, как правило, дешевле на 15 % аналогов сопоставимого качества, говорит представитель НТС.

«Фирменные» пельмени сегодня есть и у «Холидея», и у «Сибирского гиганта», не говоря уже о федеральных и международных сетях — «Ленте» и «Ашане». Даже уральский дискаунтер «Монетка», открывший в конце июня свой первый магазин в городе, не поленился привести из Челябинска свои пельмени без названием и «без рекламной наценки» (как сказано на упаковке).

Впрочем, было бы ошибкой думать, что цена является единственным аргументом. По словам Инны Буханцевой, попытки продавать пельмени по цене 100 рублей за килограмм и ниже, как правило, обречены на неудачу, поскольку покупатели не верят в то, что в такой продукции может быть «хоть какое-то мясо».

«Сибирский гурман» это не пугает, компания только что выпустила на рынок новинку «Я тебя съем», которая на полке как раз должна стоить 100 рублей. Дмитрий Гапоненко объясняет столь низкую цену «небольшой хитростью», на которую пошла компания — в состав начинки включена капуста, которая, понятное дело, дешевле мяса.

Отвечая на возможные претензии со стороны покупателей относительно использования при изготовлении пельменей сырья растительного происхождения, Дмитрий Гапоненко советует смотреть внимательней на упаковку. По его словам, «Сибирский гурман» всегда честно указывает, из чего изготовлена начинка — качество и доля мяса в ней зависят от категории продукта.


Изобилие готовых пельменей в магазинах сегодня практически свело на нет изготовление этого несложного блюда в домашних условиях. По данным исследования столичной компании Intesco Research Group, эти замороженные полуфабрикаты регулярно покупают сегодня больше 75 % жителей России (предоставить данные по Новосибирску в компании не смогли). Исследование проводилось в 2010 году и охватывало 10 крупнейших городов страны.

По данным IRG, общий объем производства замороженных полуфабрикатов в России в 2010 году составил 1134 тыс. тонн и практически не вырос (рост 0,7 %) по сравнению с 2009 годом. При этом рост в Новосибирской области был прямо таки взрывным — в 2010 году объем выпуска «заморозки» увеличился на 24,5 %, достигнув 50 тыс. тонн (4,5 % от общероссийского производства). Пельмени занимают около 70 % от этого объема (в России в целом — 44 %).

Таким образом, сегодня в НСО выпускается по 1,1 кг пельменей на каждого жителя в месяц.

Замораживай и властвуй

Сегодня пельмени не только прочно обосновались в супермаркетах, но завоевывают и ресторанный рынок. В Новосибирске работает специализированная сеть демократичных кафе «Пельмэн». В пельмени являются одним из основных блюд в заведении средней ценовой категории Beerman&Пельмени. А на этой неделе уральская компания «Юниверфуд» должна открыть в ТРЦ «Аура» первое в Новосибирске заведение своей сети «Пельменная дюжина».

Пытаясь расширить круг покупателей, производители полуфабрикатов выпускают на рынок новые разновидности продуктов этого типа. Так, «Сибирский гурман» около двух лет назад ввел в свой ассортимент грузинские хинкали и, по утверждениям Гапоненко, не проиграл — этот продукт «выстрелил», приобретя верных поклонников. После этого хинкали появились в продуктовой линейке большинства заметных производителей. Сейчас в компании большие надежды возлагают на «позы» — бурятский вид блюда, больше знакомого нам как «манты».


Стас Соколов
Фото thinkstockphotos.com (1), автора (2, 3)

http://business.ngs.ru/



© 2011 Мясопортал, 2011 Мясопортал