МИС
Кадровое агентство "EXE.CTLY"


Нужен ли Усинску комбинат по переработке оленины?
18.05.2011

Нужен ли Усинску комбинат по переработке оленины?

Оленеводческое хозяйство «Северный» существует почти сорок лет. Предприятие, в котором сегодня трудится около четырёхсот человек, обеспечивает усинцев продуктами питания, а жителей ряда сёл и деревень – работой. Продукция «Северного» пользуется спросом не только в Усинске, но и в Печоре, Ухте, за пределами Республики Коми.

О проблемах, волнующих предприятие сегодня, и о планах на будущее рассказал директор «Северного» Вячеслав Рочев.

– По сравнению с прошлой зимой показатели по забою оленей выросли. С декабря по январь было забито около 6 800 оленей, получено 204 тонны мяса. Но реализовать, к сожалению, удалось не всё. Усинский рынок «насытился» олениной. Пришлось пойти на сезонные скидки – в апреле цена за килограмм мяса упала до уровня прошлого года. Уже прекращена реализация мяса в ангаре, который находится на территории промзоны, однако продажа оленины в четырёх наших фирменных магазинах продолжается. Сейчас около двадцати тонн оленины хранится в морозильниках, в течение лета мы этот остаток реализуем. У «Северного» есть предварительные договорённости о поставках продукции на мясокомбинат в соседнюю область, с открытием навигации начнём работать и в этом направлении.

– Вячеслав Алексеевич, вопрос с реализацией продукции второй категории по-прежнему актуален?

– Конечно, это давняя проблема. Ноги, лёгкие, головы спросом в таких больших объёмах не пользуются. Никому сегодня не нужны и оленьи шкуры – всё это мы вынуждены утилизировать.

В плане развития Усинского района стоит строительство модуля по переработке субпродуктов второй категории. А вопрос реализации оленьих шкур обсуждался на уровне Правительства РК. В этом году на средства республиканского инвестиционного фонда будет построен забойный пункт на территории Интинского района. На следующем этапе планируется сооружение завода по переработке шкур. Возможно, он будет построен в том же Интинском районе. Главная трудность будет заключаться в реализации продукции этого предприятия, поскольку искусственные ткани благодаря низкой цене вытеснили более дорогие натуральные выделанные кожи. Как раз по этой причине закрылся завод по изготовлению замши в Усть-Цильме.

– В столице соседнего Ненецкого автономного округа делают очень вкусную оленью колбасу. Усинцы знают об этом не понаслышке, кто-то даже заказывает копчёности в Нарьян-Маре. А есть перспективы строительства своего мясокомбината в Усинске?

– Переработка оленины – производство дорогостоящее и требующее больших первоначальных вложений. К тому же, если «зимняя» цена за килограмм мяса составляла 230 рублей, то килограмм сырокопчёной колбасы из оленины обошёлся бы в тысячу рублей. Да, в Нарьян-Маре делают качественную дорогую колбасу. Мясокомбинат в столице НАО успешно работает во многом благодаря финансовой поддержке Правительства округа. Предприятие скупает оленину у хозяйств по низкой цене – 115 рублей за килограмм. А из бюджета округа за каждый килограмм доплачивается ещё 70 рублей.

Я уже говорил о планах строительства в Усинском районе модуля для переработки субпродуктов второй категории. Там же в перспективе рассматривается и открытие цеха по переработке мяса второй категории. За один сезон усинцы съедают около 150 тонн оленины. Заготавливается же около 200, в том числе мясо второй категории, которое можно было бы пускать на переработку. Оленина – очень ценный диетический продукт. Нашу продукцию разумно употреблять в натуральном виде – в котлетах, гуляшах, отбивных. Ещё один момент. Как правило, наши олени забиваются в возрасте шести-семи месяцев – это ещё один показатель качества продукции.

– В этом году Правительство НАО выделило под пастбища «Северному» свои земли…

– Это событие имеет свою предысторию. Наше предприятие в своё время пережило несколько реорганизаций: сначала был совхоз «Северный», потом образовалось единое муниципальное унитарное предприятие с тем же названием. В 2002 году нам передали поголовье и из МУП «Усть-Усинский». Потом был разработан единый план землеустройства, куда вошли земли этих двух хозяйств, однако в собственность предприятия они не были оформлены: денег на тот момент у «Северного» не было, налоги мы не платили, и правопреемственность была потеряна. Проще говоря, наши олени паслись на бывших наших землях, но в собственность пастбища оформлены не были. В феврале 2007 года мы подготовили полный пакет документов для заключения договора аренды на эти пастбища и отправили в администрацию НАО. Четыре года спустя был организован аукцион, и мы выиграли право на использование 564 тысяч гектаров земли. Однако это – только половина нашего былого хозяйства, на другую до сих пор не проведено межевание, потому и договор заключить пока нельзя. Кроме того, на часть пастбищ претендуют ненецкие оленеводы. Их община «Ямбото» имеет статус объединения малых народностей и по закону пользуется безусловным преимуществом в правах на землю.

Мы встречались с руководством администрации МР «Заполярный район», предложили компромиссное решение: выделить общине оленеводов часть прогонных пастбищ, использование которых не будет влиять на наше поголовье, – по ним наши олени проходят без длительных остановок на отёл или вакцинацию. Окончательной договорённости по этому вопросу пока не достигнуто.

В среднем в ООО «Северный» насчитывается около 20 тысяч оленей. Как говорит Вячеслав Рочев, цифра эта наиболее оптимальна – именно столько могут «прокормить» наши северные пастбища. Лишайник, ветки деревьев и кустарников, листья, побеги молодых растений, плоды и ягоды – основа рациона оленей. Специфика корма северных красавцев и делает их мясо экологически чистым, практически не подверженным болезням, опасным для здоровья человека.

Нужен ли Усинску комбинат по переработке оленины?