«Конец игры»
На пути России в ВТО стоит Бразилия, заинтересованная в тотальном снижении квот на мясо, Евросоюз, выступающий против новых правил промсборки автомобилей, и Грузия, сопротивляющаяся самому факту появления России в торговом клубе. Сочетание этих факторов делает возможность окончания переговоров в этом году практически иллюзорной.
Глава российской переговорной делегации Максим Медведков вчера старался быть оптимистом. «Мы находимся в стадии, которая на нашем переговорном сленге называется «конец игры», а эта стадия, по опыту предыдущих присоединений, является самой трудной для всех. Но это и подтверждает тот факт, что мы находимся на финишной прямой», — заявил он.
Технически возможность присоединиться к ВТО в этом году действительно есть. Вся работа российской делегации распланирована по графику, при котором присоединение к ВТО произойдет до конца текущего года. Итоговый доклад рабочей группы, рассчитывает чиновник, должен быть согласован к концу июля. Из 46 разделов осталось доработать семь. Обычно между одобрением всех документов на уровне рабочей группы и заседанием генсовета ВТО, на котором принимается решение, проходит месяца три.
Но среди несогласованных вопросов остаются нормы по техническому регулированию, ветеринарным и фитосанитарным мерам, поддержке сельского хозяйства, вопросы промсборки, механизмы администрирования тарифных квот, регистрационные требования, в первую очередь связанные с дистрибуцией алкоголя, и раздел по субсидиям. И пока не будут решены все вопросы по доступу на товарные рынки, эти разделы одобрены быть не могут. Однако даже примерные сроки окончания переговоров по товарам Медведков назвать не в состоянии. Например, вопрос по мясным квотам, без решения которого не будет одобрен раздел по поддержке сельского хозяйства. Российская позиция заключается в ужесточении доступа на рынок мяса, в первую очередь в снижении квот по импорту мяса птицы и свинины. Страны-экспортеры, наоборот, рассчитывают добиться открытия рынка. Переговоры с Бразилией, одним из крупнейших игроков на мясном рынке, пройдут в следующий вторник. После чего станет известна согласованная позиция стран-экспортеров.
Еще один камень преткновения — новые правила промсборки автомобилей, введенные у нас в начале этого года. Они требуют большей степени локализации производства в России. В марте семь иностранных автоконцернов уже подписали предварительные соглашения с российским правительством. Москва рассчитывала, что на новые соглашения ВТО распространит те же правила, что и на старые. По ним России удалось договориться об изъятиях из общих правил на срок действия, составляющий в среднем семь-восемь лет. Но на новые соглашения ВТО распространять льготы не хочет. «Мы не говорим, что это соответствует нормам ВТО. Мы просим переходный период до конца срока соглашений», — пояснил Медведков. Понимания эта просьба пока не встречает.
В первых числах июня пройдет новый раунд трехсторонних консультаций с Грузией через Швейцарию в качестве посредника. Министр иностранных дел Сергей Лавров говорил ранее, что Россия может присоединиться и без согласия Тбилиси, но как именно, не уточнил. Медведков тоже не стал комментировать этот вопрос.