МИС


Из-за дефицита кормов в Армении падают объемы производста курятины
27.06.2022

Из-за дефицита кормов в Армении падают объемы производста курятины

Как сообщил председатель Союза птицеводов Армении Сергей Степанян, российская сторона говорит, что квота в рамках ЕАЭС на кукурузу для Армении исчерпана, а объемы производства в Армении падают, поскольку фермеры не могут закупить корма. А собственного производства кормов нет.

По словам Степаняна, во первом квартале 2022 года было импортировано более 15 тыс. тонн кукурузы, 7-8 тыс. тонн из которых пришлись на нужды птицеводства. В первом квартале 2021 года импорт кукурузы составил более 9 тыс. тонн. Годовой показатель импорта в среднем составляет примерно 80 тыс. тонн.

Без кукурузы корма птицы представить невозможно: 40-45% компонента кормов приходится на эту культуру.

«Компенсировать отсутствие кукурузы чем-то другим невозможно, поэтому такая ситуация приведет к вынужденному сокращению поголовья птицы, курятины и яиц. В прошлом году привезли большое количество поголовья, что привело к перепроизводству уже в этом году, а сейчас возникла проблема с кормами. Поэтому фермер или должен поголовье вырезать, или продать, но в силу отсутствия кормов покупать опять же некому», – в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am рассказал Степанян.

До начала российско-украинского конфликта импорт кукурузы в Армению осуществлялся и из Украины, чего сейчас нет. Кроме того, половина импортного замороженного мяса птицы приходилась также на Украину. В 2021 году объем импорта мяса домашней птицы в Армению составил более 38000 тонн.

С марта производители находятся в кругу постоянных проблем, связанных с ростом цен кормов и их транспортировкой.

Проблем с квотой в случае с пшеницей нет, зато сложности возникают со скоростью движения грузового транспорта и импорта товара. Особенно сложно российским автомобилям, которые подолгу стоят при выезде из России, а при въезде стоят и того дольше.
«Российские водители выражают недовольство и не хотят во второй или третий раз привозить товар», – заявил глава НПО.

Единственная дорога – через КПП «Верхний Ларс». Здесь Правительство России недавно решило открыть вторую зону таможенного оформления, что, по оценке Минэкономики Армении, должно повысить пропускную способность КПП на 30%. Но теперь возникла проблема с квотой.

«Каждый месяц возникает новая проблема. Что касается паромных перевозок, то одному Богу известно, когда все это заработает и заработает ли вообще», – засомневался Степанян.

Власти Армении сообщили, что запланированный на 15 июня 2022 года запуск паромного сообщения между Арменией и Россией через Грузию (Поти) задерживается из-за антироссийских санкций, введенных оператором порта Поти, нидерландской компанией «APM Terminals Poti».

Как известно, Правительство Армении приняло решение субсидировать в течение шести месяцев паромную перевозку грузов. Но одного лишь субсидирования паромных перевозок недостаточно, поскольку автомобильная перевозка обходится дешевле: нужны дополнительные меры поддержки.

Отдельная проблема – резкое колебание курса валют.

«Никто не знает, чем все это закончится, не знаем, что делать. Представьте, что в прошлом месяце производитель в течение трех дней из-за колебания курса валют при покупке 10 тонн кормов потерял 100 тыс. драмов (более 200 долларов). Не знаем, работать в долларах, драмах или рублях. Нестабильность рынка сильно препятствует нормальной деятельности», – добавил эксперт.

Расходы на газ очень высокие и также оказывают серьезное влияние. Изменение формулы расчета тарифа на газ ничего для фермеров не изменило, более того, расходы еще больше выросли.