![]() |

Из-за дефицита кормов в Армении падают объемы производста курятины
Как сообщил председатель Союза птицеводов Армении Сергей Степанян, российская сторона говорит, что квота в рамках ЕАЭС на кукурузу для Армении исчерпана, а объемы производства в Армении падают, поскольку фермеры не могут закупить корма. А собственного производства кормов нет.
По словам Степаняна, во первом квартале 2022 года было импортировано более 15 тыс. тонн кукурузы, 7-8 тыс. тонн из которых пришлись на нужды птицеводства. В первом квартале 2021 года импорт кукурузы составил более 9 тыс. тонн. Годовой показатель импорта в среднем составляет примерно 80 тыс. тонн.
Без кукурузы корма птицы представить невозможно: 40-45% компонента кормов приходится на эту культуру.
«Компенсировать отсутствие кукурузы чем-то другим невозможно, поэтому такая ситуация приведет к вынужденному сокращению поголовья птицы, курятины и яиц. В прошлом году привезли большое количество поголовья, что привело к перепроизводству уже в этом году, а сейчас возникла проблема с кормами. Поэтому фермер или должен поголовье вырезать, или продать, но в силу отсутствия кормов покупать опять же некому», – в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am рассказал Степанян.
До начала российско-украинского конфликта импорт кукурузы в Армению осуществлялся и из Украины, чего сейчас нет. Кроме того, половина импортного замороженного мяса птицы приходилась также на Украину. В 2021 году объем импорта мяса домашней птицы в Армению составил более 38000 тонн.
С марта производители находятся в кругу постоянных проблем, связанных с ростом цен кормов и их транспортировкой.
Проблем с квотой в случае с пшеницей нет, зато сложности возникают со скоростью движения грузового транспорта и импорта товара. Особенно сложно российским автомобилям, которые подолгу стоят при выезде из России, а при въезде стоят и того дольше.
«Российские водители выражают недовольство и не хотят во второй или третий раз привозить товар», – заявил глава НПО.
Единственная дорога – через КПП «Верхний Ларс». Здесь Правительство России недавно решило открыть вторую зону таможенного оформления, что, по оценке Минэкономики Армении, должно повысить пропускную способность КПП на 30%. Но теперь возникла проблема с квотой.
«Каждый месяц возникает новая проблема. Что касается паромных перевозок, то одному Богу известно, когда все это заработает и заработает ли вообще», – засомневался Степанян.
Власти Армении сообщили, что запланированный на 15 июня 2022 года запуск паромного сообщения между Арменией и Россией через Грузию (Поти) задерживается из-за антироссийских санкций, введенных оператором порта Поти, нидерландской компанией «APM Terminals Poti».
Как известно, Правительство Армении приняло решение субсидировать в течение шести месяцев паромную перевозку грузов. Но одного лишь субсидирования паромных перевозок недостаточно, поскольку автомобильная перевозка обходится дешевле: нужны дополнительные меры поддержки.
Отдельная проблема – резкое колебание курса валют.
«Никто не знает, чем все это закончится, не знаем, что делать. Представьте, что в прошлом месяце производитель в течение трех дней из-за колебания курса валют при покупке 10 тонн кормов потерял 100 тыс. драмов (более 200 долларов). Не знаем, работать в долларах, драмах или рублях. Нестабильность рынка сильно препятствует нормальной деятельности», – добавил эксперт.
Расходы на газ очень высокие и также оказывают серьезное влияние. Изменение формулы расчета тарифа на газ ничего для фермеров не изменило, более того, расходы еще больше выросли.
По словам Степаняна, во первом квартале 2022 года было импортировано более 15 тыс. тонн кукурузы, 7-8 тыс. тонн из которых пришлись на нужды птицеводства. В первом квартале 2021 года импорт кукурузы составил более 9 тыс. тонн. Годовой показатель импорта в среднем составляет примерно 80 тыс. тонн.
Без кукурузы корма птицы представить невозможно: 40-45% компонента кормов приходится на эту культуру.
«Компенсировать отсутствие кукурузы чем-то другим невозможно, поэтому такая ситуация приведет к вынужденному сокращению поголовья птицы, курятины и яиц. В прошлом году привезли большое количество поголовья, что привело к перепроизводству уже в этом году, а сейчас возникла проблема с кормами. Поэтому фермер или должен поголовье вырезать, или продать, но в силу отсутствия кормов покупать опять же некому», – в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am рассказал Степанян.
До начала российско-украинского конфликта импорт кукурузы в Армению осуществлялся и из Украины, чего сейчас нет. Кроме того, половина импортного замороженного мяса птицы приходилась также на Украину. В 2021 году объем импорта мяса домашней птицы в Армению составил более 38000 тонн.
С марта производители находятся в кругу постоянных проблем, связанных с ростом цен кормов и их транспортировкой.
Проблем с квотой в случае с пшеницей нет, зато сложности возникают со скоростью движения грузового транспорта и импорта товара. Особенно сложно российским автомобилям, которые подолгу стоят при выезде из России, а при въезде стоят и того дольше.
«Российские водители выражают недовольство и не хотят во второй или третий раз привозить товар», – заявил глава НПО.
Единственная дорога – через КПП «Верхний Ларс». Здесь Правительство России недавно решило открыть вторую зону таможенного оформления, что, по оценке Минэкономики Армении, должно повысить пропускную способность КПП на 30%. Но теперь возникла проблема с квотой.
«Каждый месяц возникает новая проблема. Что касается паромных перевозок, то одному Богу известно, когда все это заработает и заработает ли вообще», – засомневался Степанян.
Власти Армении сообщили, что запланированный на 15 июня 2022 года запуск паромного сообщения между Арменией и Россией через Грузию (Поти) задерживается из-за антироссийских санкций, введенных оператором порта Поти, нидерландской компанией «APM Terminals Poti».
Как известно, Правительство Армении приняло решение субсидировать в течение шести месяцев паромную перевозку грузов. Но одного лишь субсидирования паромных перевозок недостаточно, поскольку автомобильная перевозка обходится дешевле: нужны дополнительные меры поддержки.
Отдельная проблема – резкое колебание курса валют.
«Никто не знает, чем все это закончится, не знаем, что делать. Представьте, что в прошлом месяце производитель в течение трех дней из-за колебания курса валют при покупке 10 тонн кормов потерял 100 тыс. драмов (более 200 долларов). Не знаем, работать в долларах, драмах или рублях. Нестабильность рынка сильно препятствует нормальной деятельности», – добавил эксперт.
Расходы на газ очень высокие и также оказывают серьезное влияние. Изменение формулы расчета тарифа на газ ничего для фермеров не изменило, более того, расходы еще больше выросли.