Новости отрасли
![]() |
Х5 упрекнули фальсификатом
15 августа в Кирове прошла закупочная конференция компании «X5 Retail Group N.V». На долгожданную встречу с представителями сетей «Пятерочка» и «Карусель» наивно собрались все основные местные товаропроизводители
Закупочная конференция компании «X5 Retail Group N.V» в Кирове.
|
В самом начале встречи губернатор Никита Белых выразил мнение, что потенциал качества продукции местных товаропроизводителей пока «оценивается неадекватно». И подчеркнул: правительство области крайне заинтересовано в том, чтобы местные производители активнее сотрудничали с федеральными сетями. При этом не только сохраняли свои позиции на рынке Кировской области, но и использовали логистические и маркетинговые возможности торговых сетей.
«Довольный» Сусов
Директор по корпоративным отношениям компании Михаил Сусов вкратце рассказал об основных требованиях Х5 к партнерам. Он четко дал понять: крупных сетей с каждым годом становится больше, и потому «кто сумеет работать с сетями - обеспечит себе безбедное существование».
Михаил Сусов сообщил: работа их компании строится по стратегии «Довольный покупатель» и заверил, что требования к цене и качеству продуктов равны по значимости. Вообще, в своем выступлении Сусов старался донести следующие основные мысли: «Минимально возможная цена - цель Х5 и самая болезненная точка в переговорах», «полки - не резиновые», «штрафы - способ дисциплинировать партнера, а не способ заработать».
«Критические» планы
Когда встреча перешла в режим диалога, одним из первых прозвучал вопрос о логистике. Представитель Советской птицефабрики выразил общее мнение предпринимателей: не понятна логистика. Дело в том, что продукты, произведенные в Кировской области (к примеру, куриные яйца), вначале везут в распределительный центр в Нижний Новгород, и только оттуда продукт поступает на прилавки кировских магазинов. Отсюда высокие затраты на перевозку и страдающее качество продукции (за время транспортировки «свежесть» ее падает). На это Михаил Сусов заявил, что «наша стратегия - централизация поставок», и чтобы открыть распределительный центр в Кирове, магазинов здесь должно стать на порядок больше.
Тут обоснованно возник вопрос о планах Х5. Руководство компании заявило: «Будем искать землю и строить, нас интересует любая недвижимость, которую мы могли бы арендовать, долевое строительство...» План на ближайшие годы - довести количество магазинов в Кировской области до «критической массы» (читай: открыть еще не один десяток торговых точек).
«Выдавливание» местных
Зампред правительства Алексей Котлячков был прямолинеен. «Когда пришли федеральные сети, на полках появился очень низкий по цене продукт. В первую очередь молочный. Он в природе существовать по такой цене не может! - сообщил Алексей Алексеевич. - Условно говоря, если закупочная цена на молоко - 10 рублей, а килограмм масла получается из 20 литров молока, то килограмм масла должен стоить минимум 200 рублей. Но в сетях продают за 100 и даже 70 рублей». Для анализа ситуации при правительстве создали официальную рабочую группу, которая занялась проверкой качества молочной продукции, реализуемой разными компаниями. На полках Х5 был обнаружен фальсификат.
«Пока у нас складывается впечатление, что вы низкой ценой хотите завладеть рынком, выдавив местных переработчиков, - заявил Котлячков. - Местным производителям погибнуть очень легко! А восстановить такую отрасль, как молочное животноводство, очень сложно. Кроме того, мы не знаем о всех последствиях употребления фальсификата. Да, он вроде бы вкусный. Да, он дешевый. При низкой покупательской способности население его берет. Но вы тоже несете ответственность за продукт, который реализуете! Конкуренция должна быть добросовестной».
За таким эмоциональным выступлением последовала пауза. Почти минута молчания. По итогам ее Михаил Сусов собрался и продолжил в своем духе: «Мы не конкурируем с производителями молока, напротив, мы помогаем производителям продавать их молоко! Продаем то, что производится. И то, что есть проблема фальсификата, мы очень хорошо знаем». Сусов заметил: дескать, искать одного крайнего - неправильно, и проблему надо решать сообща.
Руководитель Управления Роспотребнадзора по Кировской области Елизавета Белоусова сообщила, что среди ввозимой торговыми сетями продукции фальсификата на порядок больше, чем в произведенной на территории нашего региона. «Вашей компании надо задуматься, в первую очередь, о входном и производственном контроле», - заключила Белоусова. На это Сусов ответил: «Чем больше будем тратиться на лабораторные исследования, тем дороже станет наша продукция».
Изумленное лицо
Неоднократно во время встречи (даже из уст губернатора) возникали вопросы по бонусам и скидкам, которые всерьез бьют по карману поставщика. На это Михаил Валерьевич заявлял, что «бонусы - способ уменьшения покупной цены». Предприниматели при этом лишь переглядывались и понимающе улыбались друг другу.
А когда Сусов слышал из уст кировских производителей «ваш-менеджер-говорит-что-не-важно-какого-качества-товара-нам-важна-цена», делал изумленное лицо. И требовал назвать фамилии тех, кто был столь «некорректен». И после щедро раздавал обещания производителям и овощей, и хлеба, и кисломолочных продуктов, и пива рассмотреть предложения о сотрудничестве.
В общем, за время конференции сложилось впечатление, что господин Сусов либо не знает, как на самом деле ведется работа с потенциальными партнерами, либо намеренно рисует «благоприятную» картинку. Второй вариант выглядит более реалистичным.
«Отличные» советы
Руководство Х5 четко дало понять, куда деваться мелким магазинам и товаропроизводителям в связи с наступлением торговых сетей.
Маленьким магазинам:
1. Уйти в узкую специализацию (с такими магазинами сетям трудно конкурировать).
2. Продать бизнес сетевой компании (и чем быстрее - тем лучше, пока вас еще могут купить).
3. Стать частью торговой сети (вопросы цен и ассортимента решают за вас, вы только управляете магазином).
Местным товаропроизводителям:
1. Продаться в рамках консолидации бизнеса.
2. Уйти в узкую специализацию и быть на острие спроса.
3. Самостоятельно выходить на федеральный уровень.
4. Уйти на производство собственных торговых марок (СТМ) по долгосрочным контрактам с сетями.
Справка
Х5 в Кировской области это:
|