![]() |

Посол Белоруссии в РФ: Москва и Минск могут создать бренд «Сделано в Союзном государстве»
Ежегодно 2 апреля отмечается День единения народов — государственный праздник, посвященный созданию Союзного государства России и Белоруссии. Посол Республики Беларусь в Москве Игорь Петришенко рассказал в специальном интервью ТАСС, приуроченному к этому дню, о перспективных экономических проектах двух стран, преимуществах отдыха для россиян в Белоруссии, подготовке к большим спортивным мероприятиям, а также отношении к общей истории.
Стратегическое партнерство
— Господин посол, более 20 лет Белоруссия и Россия строят Союзное государство. Какова ваша оценка, насколько удачно развивается его формат, оправдываются ли ожидания наших граждан?
— С момента установления дипломатических отношений Республика Беларусь и Россия последовательно развивают и наращивают стратегическое партнерство. На путь формирования общего политического, экономического и культурного пространства — Союзного государства — Москва и Минск встали 22 года назад.
За прошедшее время создана эффективная модель межгосударственных взаимоотношений. Это обусловлено не только совместной трагической, героической и общей историей, но и общностью человеческих судеб, узами духовного единства, наличием значительного количества совместных экономических, культурных, гуманитарных и иных связей.
Пожалуй, самой отличительной чертой формата Союзного государства можно считать особое внимание к "человеческому измерению". От Бреста до Владивостока белорусы и россияне имеют равные права во всех основных сферах этого измерения: в свободе передвижения и выборе места жительства, трудоустройстве, образовании, социальном обеспечении, медицине, в вопросах приобретения жилья, ведения бизнеса и т.д.
После распада СССР мы сохранили хозяйственные связи, значительно нарастили совместное производство, реализуем десятки союзных программ в разных сферах сотрудничества. Начиная с 2000 года в бюджете Союзного государства было аккумулировано и направлено на решение общих проблем свыше 50 млрд российских рублей. Это позволило профинансировать более 60 совместных программ. Навскидку: созданы перспективные технологии по космической тематике, высокопроизводительные вычислительные комплексы и программное обеспечение, разработаны новые инновационные технологии в области автомобиле- и сельскохозяйственного машиностроения.
Благодаря тесным экономическим связям республика вошла в пятерку основных внешнеторговых партнеров России. А в каждом белорусском тракторе, комбайне или грузовике почти половина себестоимости приходится на российские комплектующие. Мы вместе, и успешно решаем вопросы обеспечения военной безопасности наших стран на западном направлении, поддерживаем друг друга на различных международных площадках.
Насчет успешности формата Союзного государства. У нас есть к чему стремиться. Не в праздник говорить об отдельных проблемах, хотя они есть — ни в одной семье не бывает полной идиллии. Но, подчеркну, их наличие — это не итог неких недостатков в белорусско-российских отношениях, это объективный процесс достижения компромиссных решений, учитывающих союзные и национальные интересы.
Для дальнейшего развития Союзного государства и движения вперед нужны единая промышленная политика, более плотная координация в агропроме, транспортной сфере, на других направлениях. Необходимо полностью ликвидировать барьеры на пути свободного движения товаров, обеспечить равный доступ к госзакупкам. Даже единый бренд "Сделано в Союзном государстве" уже возможен, и, считаю, востребован.
Вопросы эти известны, нерешаемых среди них нет. Есть тесное взаимодействие и добрая политическая воля лидеров двух государств и желание двух народов, которые и сегодня поддерживают идею белорусско-российского союза не меньше, чем 20 лет назад. Это подтверждают все социологические опросы, проводимые по данной тематике, как в Беларуси, так и в России. Значит, ожидания наших граждан вполне оправданы.
Стоит отметить, что в последнее время появились мнения о необходимости пересмотра и возможной ревизии договора о создании Союзного государства. На мой взгляд, на текущем этапе нет таких серьезных предпосылок, которые могли бы стать поводом для внесения субстантивных поправок.
Основная проблема в двусторонних взаимоотношениях не "якобы устаревшие обязательства", а несовершенство правоприменительной практики и, как следствие, неполноценная реализация двусторонних международных обязательств.
Чтобы уверенно двигаться в заданных договором параметрах, таких, как проведение единой бюджетно-налоговой, ценовой, денежно-кредитной и валютной политики, требуется также решение вопросов экономической повестки интеграции: создание безбарьерной среды и равных условий для субъектов хозяйствования в двусторонней торговле, определение "точек роста" по конкретным экономическим направлениям. Мне представляется, что для решения этих вопросов более целесообразно сосредоточить усилия на надлежащем и добросовестном выполнении уже принятых обязательств.
— Предыдущие несколько лет были для белорусско-российских торговo-экономических отношений не самыми удачными. Что принес год нынешний? Есть ли предпосылки для восстановления товарооборота между нашими странами, если не в прежних объемах, то для его заметного роста?
— С определенным удовлетворением можно констатировать наметившийся позитивный тренд к восстановлению экономического роста в наших странах.
Спад в двусторонней внешней торговле был приостановлен в 2016 году, а рост на 23,5% по итогам 2017 года уже подкрепляется положительной динамикой начала текущего года. Только в январе взаимные поставки товаров увеличились на 21,7%. Доля Российской Федерации во внешнеторговом обороте Республики Беларусь возросла с 48,3% в 2015 году до 51,2% в 2017 году. Удельный вес белорусских поставок в российском импорте прочно удерживается на уровне 5,2-5,4%. Сегодня республика по объемам взаимной торговли с Россией уступает только Китаю, Германии и Нидерландам.
Да, нам еще предстоит серьезная работа, чтобы выйти на уровень, достигнутый в 2011-2013 годах, когда товарооборот достигал отметки свыше $40 млрд против прошлогодних $32,4 млрд.
Общее снижение экономической активности было вызвано во многом ситуацией на мировых рынках и негативными внешними факторами. Именно непростой период 2014-2015 годов ярко продемонстрировал взаимозависимость и взаимодополняемость экономик двух государств.
Но не только торговля определяет глубину экономических связей. Россия остается основным инвестиционным партнером Республики Беларусь. Только за прошлый год привлечено 3,7 млрд американских долларов российских инвестиций (из них 2,8 млрд прямые), что составляет 38% всего поступившего в экономику республики зарубежного капитала.
— Почему выгодно инвестировать в Белоруссию?
— В стране набирают темпы реформы, направленные на либерализацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности. Сегодня Республика Беларусь — один из лидеров по совершенствованию законодательства, что подтверждается исследованием Всемирного банка Doing Bussiness-2017. По условиям регистрации собственности — пятое место в этом представительном рейтинге. По данным названного банка, республика вошла в десятку ведущих стран мира по проведению реформ, благоприятных для бизнеса.
В стране создана эффективная система стимулов, льгот и преференций для осуществления инвестиционной деятельности. Специальные правовые режимы действуют в свободных экономических зонах, созданных в каждом регионе, малых и средних городах, в сельской местности, в парке высоких технологий, в китайско-белорусском индустриальном парке "Великий камень".
Законодательно предусмотрена возможность заключения инвестиционного договора с государством — получить правовые гарантии защиты своего капитала и льготы при реализации инвестиционного проекта.
— Какие основные приоритеты дальнейшего развития Союзного государства вы бы выделили?
— Сегодня мы уже говорим о следующем этапе развития взаимодействия в наших торгово-экономических отношениях: не просто об экспортно-импортных операциях, а о согласованной промышленной политике, крупных взаимодополняющих союзных проектах с выходом на рынки третьих стран с совместным продуктом. Именно поэтому год от года расширяется сфера совместных инициатив и начинаний.
В частности, идет работа над тем, чтобы в рамках создаваемых машиностроительных кластеров были объединены компетенции обеих стран. Это позволит с наименьшими затратами производить конкурентоспособный продукт и реализовывать его как на союзном рынке, так и на экспорт. Конкретные шаги в данном направлении уже сделаны, например, на базе Череповецкого литейно-механического завода. Ведутся переговоры по созданию кластера в Татарстане. И в одном, и в другом случае целью является кооперация в сфере тракторостроения, а флагманом выступает Минский тракторный завод.
Национальная академия наук Беларуси и госкорпорация "Роскосмос" ведут работы по созданию и запуску в космос очередного белорусского спутника дистанционного зондирования Земли. Платформу спутника изготовит российская корпорация ВНИИЭМ, а аппаратура съемки будет изготовлена белорусской компанией "Пеленг". Запуск спутника планируется на конец 2020 года. Космический аппарат будет включен в действующую российско-белорусскую орбитальную группировку спутников дистанционного зондирования Земли высокого разрешения.
Продолжена работа по углублению сотрудничества в станкостроении. При содействии российско-белорусской инжиниринговой компании "СоюзСтанкоИнжиниринг" заключены договоры на изготовление узлов, деталей и станочного оборудования от российских организаций в адрес белорусских предприятий, поставлено оборудование для нужд российских потребителей.
Подписана программа сотрудничества между Минпромом и "Группой ГАЗ" с белорусскими предприятиями-производителями автокомпонентов. Сравнительно новая тема, проработка которой выходит в активную фазу — создание механизмов поддержки экспорта совместно произведенной продукции в третьи страны.
Ожидаемый выход на равные условия хозяйствования и взаимное улучшение доступа к рынкам товаров и услуг создадут предпосылки для еще большего углубления промышленной кооперации и активизации инвестиционного сотрудничества.
Также стоит отметить, что по итогам прошедшего 8 декабря 2017 года в Гомеле заседания Совета министров Союзного государства одобрена обновленная стратегия дальнейшего интеграционного развития — "Приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу — 2018-2022 годы".
В документе нашли отражение новые подходы по устойчивому развитию экономических отношений, направленных на проведение согласованной макроэкономической, промышленной, бюджетной политики; по разработке единых правил конкуренции и единых механизмов поддержки товаров, производимых на территории Союзного государства; по обеспечению безбарьерных условий во взаимной торговле и либерализации условий деятельности субъектов хозяйствования, по формированию перспективных проектов дальнейшего развития союзной интеграции в области возобновляемых источников энергии и развития инфраструктуры для высокоскоростного грузопассажирского коридора "Китай — Европа"; по дальнейшей унификации национальных законодательств в социально-экономической и гуманитарной сферах.
— Белоруссия и Россия прошли большой путь в процессе формирования отношений, характеризующихся сегодня как стратегическое партнерство. В чем сейчас выражается это партнерство, каковы его особенности в сравнении с другими странами, во взаимодействии с которыми Минск также обозначает стратегический характер отношений?
— У Минска нет градации в отношении наших стратегических партнеров — мы со всеми стремимся выстраивать равноправные, взаимоуважительные отношения. Это основной принцип нашей внешней политики. Мы не делаем исключительного выбора в пользу какой-то определенной страны.
Отношения с Россией характеризуются не просто широким уровнем стратегического партнерства по всем направлениям межгосударственного взаимодействия. Их главная особенность заключается в том, что сформированы они и развиваются на основе дружественных, братских связей, которые сохранятся навечно, в чем нет никаких сомнений.
Наши взгляды совпадают практически по всем вопросам международной повестки дня, едины в подходах к обеспечению региональной и глобальной безопасности, борьбе с другими вызовами и угрозами. Активно сотрудничаем в рамках интеграционных объединений ЕАЭС, ОДКБ, СНГ. Координируем взаимодействие в рамках ООН и других международных организаций.
Все это во многом и определяет высочайший уровень интеграции двух независимых государств в рамках Союзного государства, который в полной мере отражает ожидания и запросы народов Республики Беларусь и России. Никто не сомневается, что так будет и впредь.
— Есть ли у Белоруссии "система приоритетов" в интеграционных структурах помимо Союзного государства (ЕАЭС, ОДКБ, СНГ), заметна ли на ваш взгляд конкуренция между ними?
— Сегодня некоторые политологи и эксперты неправомерно грешат сравнением молодого Евразийского экономического союза с устоявшимся проектом Союзного государства. Считаю, что подобные рассуждения неверны и даже некорректны начиная от сфер деятельности и заканчивая, соответственно, перспективами развития объединений.
Прежде всего, ЕАЭС — это чисто экономическое объединение в отличие от Союзного государства, в котором измерений интеграции куда больше, в том числе парламентское сотрудничество, военная безопасность, внешнеполитическое, научно-техническое, гуманитарное взаимодействие, равные права граждан.
В рамках ЕАЭС мы решаем экономические задачи. Как было заявлено при его создании, нам необходимо обеспечить полную реализацию четырех свобод: свободное движение товаров, услуг, финансов и рабочей силы, которые лежат в основе евразийской интеграции. И по многим перспективным вопросам есть единые мнения в выработке возможных решений. Говорить же о какой-либо приоритетности в отношении этих двух интеграционных объединений я бы не стал.
При этом важно понимать, что всегда были и будут вопросы, которые необходимо решать в формате "двойки", а не "пятерки", и наоборот. Евразийская интеграция ни в коей мере не отменяет и просто не может отменить и двустороннее сотрудничество между государствами-членами Союза. Возьмите тему промышленной кооперации, совместных производств, крупных двусторонних проектов вроде строительства Белорусской АЭС, реализацию союзных программ.
Что касается Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), то в качестве главной ее цели Республика Беларусь всегда выделяла постоянное повышение способности организации эффективно противостоять вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера. Поэтому рассуждать о ее приоритетности в сравнении с политико-экономическим проектом Союзного государства и ЕАЭС не приходится.
Могу отметить, что при ежегодном переходе председательства в ОДКБ от одного государства к другому, национальные приоритеты гармонично дополняют друг друга и являются логическим продолжением путей реализации имеющихся общих задач.
У интеграционного проекта СНГ также есть свой уникальный и востребованный формат — широкая переговорная и коммуникационная площадка для постсоветских стран, дающая возможность поддерживать и развивать разносторонние связи, не терять друг друга, говорить, наконец, на одном языке. Кстати, зона свободной торговли СНГ интересна всем участникам организации, а хорошо скоординированная деятельность правоохранительной системы позволяет адекватно отвечать на вызовы современности.
Что касается конкуренции — как таковой ее не существует и быть, считаю, не может. Есть разные форматы сотрудничества и органичное дополнение друг друга.
Стратегическое партнерство
— Господин посол, более 20 лет Белоруссия и Россия строят Союзное государство. Какова ваша оценка, насколько удачно развивается его формат, оправдываются ли ожидания наших граждан?
— С момента установления дипломатических отношений Республика Беларусь и Россия последовательно развивают и наращивают стратегическое партнерство. На путь формирования общего политического, экономического и культурного пространства — Союзного государства — Москва и Минск встали 22 года назад.
За прошедшее время создана эффективная модель межгосударственных взаимоотношений. Это обусловлено не только совместной трагической, героической и общей историей, но и общностью человеческих судеб, узами духовного единства, наличием значительного количества совместных экономических, культурных, гуманитарных и иных связей.
Пожалуй, самой отличительной чертой формата Союзного государства можно считать особое внимание к "человеческому измерению". От Бреста до Владивостока белорусы и россияне имеют равные права во всех основных сферах этого измерения: в свободе передвижения и выборе места жительства, трудоустройстве, образовании, социальном обеспечении, медицине, в вопросах приобретения жилья, ведения бизнеса и т.д.
После распада СССР мы сохранили хозяйственные связи, значительно нарастили совместное производство, реализуем десятки союзных программ в разных сферах сотрудничества. Начиная с 2000 года в бюджете Союзного государства было аккумулировано и направлено на решение общих проблем свыше 50 млрд российских рублей. Это позволило профинансировать более 60 совместных программ. Навскидку: созданы перспективные технологии по космической тематике, высокопроизводительные вычислительные комплексы и программное обеспечение, разработаны новые инновационные технологии в области автомобиле- и сельскохозяйственного машиностроения.
Благодаря тесным экономическим связям республика вошла в пятерку основных внешнеторговых партнеров России. А в каждом белорусском тракторе, комбайне или грузовике почти половина себестоимости приходится на российские комплектующие. Мы вместе, и успешно решаем вопросы обеспечения военной безопасности наших стран на западном направлении, поддерживаем друг друга на различных международных площадках.
Насчет успешности формата Союзного государства. У нас есть к чему стремиться. Не в праздник говорить об отдельных проблемах, хотя они есть — ни в одной семье не бывает полной идиллии. Но, подчеркну, их наличие — это не итог неких недостатков в белорусско-российских отношениях, это объективный процесс достижения компромиссных решений, учитывающих союзные и национальные интересы.
Для дальнейшего развития Союзного государства и движения вперед нужны единая промышленная политика, более плотная координация в агропроме, транспортной сфере, на других направлениях. Необходимо полностью ликвидировать барьеры на пути свободного движения товаров, обеспечить равный доступ к госзакупкам. Даже единый бренд "Сделано в Союзном государстве" уже возможен, и, считаю, востребован.
Вопросы эти известны, нерешаемых среди них нет. Есть тесное взаимодействие и добрая политическая воля лидеров двух государств и желание двух народов, которые и сегодня поддерживают идею белорусско-российского союза не меньше, чем 20 лет назад. Это подтверждают все социологические опросы, проводимые по данной тематике, как в Беларуси, так и в России. Значит, ожидания наших граждан вполне оправданы.
Стоит отметить, что в последнее время появились мнения о необходимости пересмотра и возможной ревизии договора о создании Союзного государства. На мой взгляд, на текущем этапе нет таких серьезных предпосылок, которые могли бы стать поводом для внесения субстантивных поправок.
Основная проблема в двусторонних взаимоотношениях не "якобы устаревшие обязательства", а несовершенство правоприменительной практики и, как следствие, неполноценная реализация двусторонних международных обязательств.
Чтобы уверенно двигаться в заданных договором параметрах, таких, как проведение единой бюджетно-налоговой, ценовой, денежно-кредитной и валютной политики, требуется также решение вопросов экономической повестки интеграции: создание безбарьерной среды и равных условий для субъектов хозяйствования в двусторонней торговле, определение "точек роста" по конкретным экономическим направлениям. Мне представляется, что для решения этих вопросов более целесообразно сосредоточить усилия на надлежащем и добросовестном выполнении уже принятых обязательств.
— Предыдущие несколько лет были для белорусско-российских торговo-экономических отношений не самыми удачными. Что принес год нынешний? Есть ли предпосылки для восстановления товарооборота между нашими странами, если не в прежних объемах, то для его заметного роста?
— С определенным удовлетворением можно констатировать наметившийся позитивный тренд к восстановлению экономического роста в наших странах.
Спад в двусторонней внешней торговле был приостановлен в 2016 году, а рост на 23,5% по итогам 2017 года уже подкрепляется положительной динамикой начала текущего года. Только в январе взаимные поставки товаров увеличились на 21,7%. Доля Российской Федерации во внешнеторговом обороте Республики Беларусь возросла с 48,3% в 2015 году до 51,2% в 2017 году. Удельный вес белорусских поставок в российском импорте прочно удерживается на уровне 5,2-5,4%. Сегодня республика по объемам взаимной торговли с Россией уступает только Китаю, Германии и Нидерландам.
Да, нам еще предстоит серьезная работа, чтобы выйти на уровень, достигнутый в 2011-2013 годах, когда товарооборот достигал отметки свыше $40 млрд против прошлогодних $32,4 млрд.
Общее снижение экономической активности было вызвано во многом ситуацией на мировых рынках и негативными внешними факторами. Именно непростой период 2014-2015 годов ярко продемонстрировал взаимозависимость и взаимодополняемость экономик двух государств.
Но не только торговля определяет глубину экономических связей. Россия остается основным инвестиционным партнером Республики Беларусь. Только за прошлый год привлечено 3,7 млрд американских долларов российских инвестиций (из них 2,8 млрд прямые), что составляет 38% всего поступившего в экономику республики зарубежного капитала.
— Почему выгодно инвестировать в Белоруссию?
— В стране набирают темпы реформы, направленные на либерализацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности. Сегодня Республика Беларусь — один из лидеров по совершенствованию законодательства, что подтверждается исследованием Всемирного банка Doing Bussiness-2017. По условиям регистрации собственности — пятое место в этом представительном рейтинге. По данным названного банка, республика вошла в десятку ведущих стран мира по проведению реформ, благоприятных для бизнеса.
В стране создана эффективная система стимулов, льгот и преференций для осуществления инвестиционной деятельности. Специальные правовые режимы действуют в свободных экономических зонах, созданных в каждом регионе, малых и средних городах, в сельской местности, в парке высоких технологий, в китайско-белорусском индустриальном парке "Великий камень".
Законодательно предусмотрена возможность заключения инвестиционного договора с государством — получить правовые гарантии защиты своего капитала и льготы при реализации инвестиционного проекта.
— Какие основные приоритеты дальнейшего развития Союзного государства вы бы выделили?
— Сегодня мы уже говорим о следующем этапе развития взаимодействия в наших торгово-экономических отношениях: не просто об экспортно-импортных операциях, а о согласованной промышленной политике, крупных взаимодополняющих союзных проектах с выходом на рынки третьих стран с совместным продуктом. Именно поэтому год от года расширяется сфера совместных инициатив и начинаний.
В частности, идет работа над тем, чтобы в рамках создаваемых машиностроительных кластеров были объединены компетенции обеих стран. Это позволит с наименьшими затратами производить конкурентоспособный продукт и реализовывать его как на союзном рынке, так и на экспорт. Конкретные шаги в данном направлении уже сделаны, например, на базе Череповецкого литейно-механического завода. Ведутся переговоры по созданию кластера в Татарстане. И в одном, и в другом случае целью является кооперация в сфере тракторостроения, а флагманом выступает Минский тракторный завод.
Национальная академия наук Беларуси и госкорпорация "Роскосмос" ведут работы по созданию и запуску в космос очередного белорусского спутника дистанционного зондирования Земли. Платформу спутника изготовит российская корпорация ВНИИЭМ, а аппаратура съемки будет изготовлена белорусской компанией "Пеленг". Запуск спутника планируется на конец 2020 года. Космический аппарат будет включен в действующую российско-белорусскую орбитальную группировку спутников дистанционного зондирования Земли высокого разрешения.
Продолжена работа по углублению сотрудничества в станкостроении. При содействии российско-белорусской инжиниринговой компании "СоюзСтанкоИнжиниринг" заключены договоры на изготовление узлов, деталей и станочного оборудования от российских организаций в адрес белорусских предприятий, поставлено оборудование для нужд российских потребителей.
Подписана программа сотрудничества между Минпромом и "Группой ГАЗ" с белорусскими предприятиями-производителями автокомпонентов. Сравнительно новая тема, проработка которой выходит в активную фазу — создание механизмов поддержки экспорта совместно произведенной продукции в третьи страны.
Ожидаемый выход на равные условия хозяйствования и взаимное улучшение доступа к рынкам товаров и услуг создадут предпосылки для еще большего углубления промышленной кооперации и активизации инвестиционного сотрудничества.
Также стоит отметить, что по итогам прошедшего 8 декабря 2017 года в Гомеле заседания Совета министров Союзного государства одобрена обновленная стратегия дальнейшего интеграционного развития — "Приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу — 2018-2022 годы".
В документе нашли отражение новые подходы по устойчивому развитию экономических отношений, направленных на проведение согласованной макроэкономической, промышленной, бюджетной политики; по разработке единых правил конкуренции и единых механизмов поддержки товаров, производимых на территории Союзного государства; по обеспечению безбарьерных условий во взаимной торговле и либерализации условий деятельности субъектов хозяйствования, по формированию перспективных проектов дальнейшего развития союзной интеграции в области возобновляемых источников энергии и развития инфраструктуры для высокоскоростного грузопассажирского коридора "Китай — Европа"; по дальнейшей унификации национальных законодательств в социально-экономической и гуманитарной сферах.
— Белоруссия и Россия прошли большой путь в процессе формирования отношений, характеризующихся сегодня как стратегическое партнерство. В чем сейчас выражается это партнерство, каковы его особенности в сравнении с другими странами, во взаимодействии с которыми Минск также обозначает стратегический характер отношений?
— У Минска нет градации в отношении наших стратегических партнеров — мы со всеми стремимся выстраивать равноправные, взаимоуважительные отношения. Это основной принцип нашей внешней политики. Мы не делаем исключительного выбора в пользу какой-то определенной страны.
Отношения с Россией характеризуются не просто широким уровнем стратегического партнерства по всем направлениям межгосударственного взаимодействия. Их главная особенность заключается в том, что сформированы они и развиваются на основе дружественных, братских связей, которые сохранятся навечно, в чем нет никаких сомнений.
Наши взгляды совпадают практически по всем вопросам международной повестки дня, едины в подходах к обеспечению региональной и глобальной безопасности, борьбе с другими вызовами и угрозами. Активно сотрудничаем в рамках интеграционных объединений ЕАЭС, ОДКБ, СНГ. Координируем взаимодействие в рамках ООН и других международных организаций.
Все это во многом и определяет высочайший уровень интеграции двух независимых государств в рамках Союзного государства, который в полной мере отражает ожидания и запросы народов Республики Беларусь и России. Никто не сомневается, что так будет и впредь.
— Есть ли у Белоруссии "система приоритетов" в интеграционных структурах помимо Союзного государства (ЕАЭС, ОДКБ, СНГ), заметна ли на ваш взгляд конкуренция между ними?
— Сегодня некоторые политологи и эксперты неправомерно грешат сравнением молодого Евразийского экономического союза с устоявшимся проектом Союзного государства. Считаю, что подобные рассуждения неверны и даже некорректны начиная от сфер деятельности и заканчивая, соответственно, перспективами развития объединений.
Прежде всего, ЕАЭС — это чисто экономическое объединение в отличие от Союзного государства, в котором измерений интеграции куда больше, в том числе парламентское сотрудничество, военная безопасность, внешнеполитическое, научно-техническое, гуманитарное взаимодействие, равные права граждан.
В рамках ЕАЭС мы решаем экономические задачи. Как было заявлено при его создании, нам необходимо обеспечить полную реализацию четырех свобод: свободное движение товаров, услуг, финансов и рабочей силы, которые лежат в основе евразийской интеграции. И по многим перспективным вопросам есть единые мнения в выработке возможных решений. Говорить же о какой-либо приоритетности в отношении этих двух интеграционных объединений я бы не стал.
При этом важно понимать, что всегда были и будут вопросы, которые необходимо решать в формате "двойки", а не "пятерки", и наоборот. Евразийская интеграция ни в коей мере не отменяет и просто не может отменить и двустороннее сотрудничество между государствами-членами Союза. Возьмите тему промышленной кооперации, совместных производств, крупных двусторонних проектов вроде строительства Белорусской АЭС, реализацию союзных программ.
Что касается Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), то в качестве главной ее цели Республика Беларусь всегда выделяла постоянное повышение способности организации эффективно противостоять вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера. Поэтому рассуждать о ее приоритетности в сравнении с политико-экономическим проектом Союзного государства и ЕАЭС не приходится.
Могу отметить, что при ежегодном переходе председательства в ОДКБ от одного государства к другому, национальные приоритеты гармонично дополняют друг друга и являются логическим продолжением путей реализации имеющихся общих задач.
У интеграционного проекта СНГ также есть свой уникальный и востребованный формат — широкая переговорная и коммуникационная площадка для постсоветских стран, дающая возможность поддерживать и развивать разносторонние связи, не терять друг друга, говорить, наконец, на одном языке. Кстати, зона свободной торговли СНГ интересна всем участникам организации, а хорошо скоординированная деятельность правоохранительной системы позволяет адекватно отвечать на вызовы современности.
Что касается конкуренции — как таковой ее не существует и быть, считаю, не может. Есть разные форматы сотрудничества и органичное дополнение друг друга.
Источник:
http://tass.ru