МИС


Пятая часть дойного стада в Марий Эл больна лейкозом
20.02.2016

Пятая часть дойного стада в Марий Эл больна лейкозом

С 1 января молоко этих животных оказалось «вне закона». Специалисты считают, что за несколько лет проблему можно решить, но нужны экономические стимулы.

То, что час «икс» наступит, все, конечно, знали, но… «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Народ в большинстве своем ждал, что кривая куда нибудь, да вывезет. Однако проблема сама собой не рассосалась, и с первого января 2016 года вступил в силу новый технический регламент Таможенного союза о безопасности пищевой продукции, который запрещает использование молока от больных лейкозом коров. Хоть выливай его.

Молоко в дефиците

Пока ситуация находится в подвешенном состоянии - «черный день» наступил, но никаких шлагбаумов на пути лейкозного молока на заводы никто не ставит. Аграрии выступают за перенос сроков применения проблемного положения, чтобы получить тайм-аут на оздоровление дойного стада. Их поддерживают власти, потому что отечественного молока не хватает - обеспеченность собственной продукцией в России не дотягивает до 80% от потребности, а, если под забой уйдет существенная часть стада, то проблема обострится еще больше.

Каждая пятая

Так что, вполне возможно, в условиях импортозамещения аграрии получат временную передышку, но проблему все равно нужно решать. Об этом шла речь на большом совещании ветеринаров, которое прошло в республиканском минсельхозпроде. Проблема лейкоза актуальна для всех регионов, в том числе и для Марий Эл. Председатель комитета ветеринарии РМЭ Наиль Камилов озвучил такую цифру — 21% марийских буренок больны лейкозом и мы с вами это молоко пьем.

Пастеризация обязательна

Правда, как говорят специалисты, при пастеризации вирус погибает. Поэтому, в соответствии с приказом Минсельхоза РФ" О правилах по профилактике и борьбе с лейкозом КРС", молоко от коров с подозрением на лейкоз после промышленной пастеризации можно использовать в пищу и для дальнейшей переработки. Правда, от греха подальше, для детского питания его не применяют.

А непастеризованное молоко от лейкозных коров пить вообще нельзя, поэтому ветеринары особенно бдительно следят за пеструшками в частных стадах, ведь домашнее молочко продается в сыром виде и покупать его на стихийных рынках стоит только у проверенных продавцов. Кстати, есть мнение, что опасность молока от лейкозных коров для здоровья человека преувеличена, но западные ученые считают, что оно, в частности, способствует развитию у женщин рака молочной железы.

Больных на карантин

Проблема лейкоза крупного рогатого скота в том, что он не лечится. По словам казанского профессора, специалиста по этой проблеме Рустама Равилова, который присутствовал на совещании, есть два пути решения выхода из ситуации. Первый чрезвычайно затратный — забой больного поголовья и потому практически нереальный. Второй вариант - изоляция больных животных от здоровых, их систематическое обследование и постепенная замена поголовья.

Болезнь умело прячется

К сожалению, существует немало рисков распространения вируса: чаще всего он передается через кровь, скажем во время прививок. Машка может заполучить болезнь через аппарат при машинном доении, при обрезке рогов и копыт. Телята могут заразиться при выпаивании им молока и молозива от заразных коров. А вот появление на свет малыша от больной мамы совсем не приговор. По данным профессора, инфицированными появляются на свет только 20 - 30% новорожденных. Другое дело, что болезнь можно заполучить, тем более что при традиционных методах диагностики лейкоз определяется только у телят старше шестимесячного возраста. Есть современные методы диагностики — так называемая полимеразная цепная реакция в состоянии «разглядеть» болезнь в совсем юном возрасте, но она достаточно дорога — 200 рублей один анализ у нас в республике и как минимум в два раза дороже в Татарстане.

Особенно сложно выводить лейкоз под корень, по словам главного ветеринара республики Наиля Камилова, болезнь умело прячется. Обследование показывает, что все чисто, а через пару лет вирус может выскочить как черт из табакерки.

Крестьянам нужны стимулы

Основную причину спокойного отношения аграриев к лейкозу специалисты видят в отсутствии у них экономических стимулов заниматься этой проблемой. Дело в том, что перерабатывающие заводы молоко от здоровых и больных коров принимают по одной цене. Чего тогда огород городить, рассуждают руководители сельхозпредприятий, вот если бы за литр безлейкозной продукции платили на пару рублей больше, тогда народ, конечно, зашевелился.

И, тем не менее, проблему придется решать, идя по пути изоляции больных животных. Ветеринары в силу своих полномочий будут «подталкивать» сельхозпроизводителей не «замыливать» процесс.