![]() |

Старый Новый год, или Васильев вечер: на Руси обязательными были праздничные блюда из свинины
Свинку да боровка готовь для Васильева вечерка!
14 января (1 января по старому стилю) христианская церковь чтит память святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. В старину этот день носил название Васильева дня и имел решающее значение для всего года. Вечер накануне (ныне 13 января) назывался Васильевым вечером.
В Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, пили пиво, вино, водку. Обязательными для новогоднего стола были кутья, поросенок или какие‑либо блюда из свинины, так как Святой Василий считался покровителем свиней. Существовало поверье, что если в ночь перед Васильевым днем на столе будет много свинины, то эти животные будут плодиться в изобилии и приносить хозяевам хорошую прибыль.
Также на праздничный стол подавали блюда, приготовленные из зайца и петуха: мясо зайца ели, чтобы быть проворными, как заяц, а петуха ‑ чтобы быть легкими, как птица.
Еще одним обязательным праздничным блюдом в Васильев день была каша. Ее приготовление обставлялось особыми обрядами, после чего по качеству каши судили о благополучии в наступающем году.
В новогоднюю ночь старшая из женщин приносила крупу из амбара (обычно гречку), а старший мужчина — воду из колодца или реки. Трогать крупу и воду до тех пор, пока печь не истопится, было нельзя. Затем все садились за стол, и старшая из женщин начинала размешивать кашу в горшке, произнося при этом определенные ритуальные слова. Потом все вставали из‑за стола, а кашу хозяйка ставила в печь — с поклоном. Готовую кашу доставали из печи и внимательно рассматривали. Если горшок был полным, а каша ‑ наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая — такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из горшка, либо горшок трескался — это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, такую кашу не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу.
Обряды первого дня нового года были направлены на обеспечение благополучия как в отдельных сферах крестьянской деятельности, так и во всем хозяйстве в целом. Обряд посевания, который производился утром в Васильев день, производился для получения хорошего урожая в новом году. Этот древний обряд известен также под другими именами: авсень, овсень, усень. Сущность его состояла в том, что дети, собравшись вместе перед обедней, ходили по домам сеять из рукава или из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали засевальную песню.
14 января (1 января по старому стилю) христианская церковь чтит память святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. В старину этот день носил название Васильева дня и имел решающее значение для всего года. Вечер накануне (ныне 13 января) назывался Васильевым вечером.
В Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, пили пиво, вино, водку. Обязательными для новогоднего стола были кутья, поросенок или какие‑либо блюда из свинины, так как Святой Василий считался покровителем свиней. Существовало поверье, что если в ночь перед Васильевым днем на столе будет много свинины, то эти животные будут плодиться в изобилии и приносить хозяевам хорошую прибыль.
Также на праздничный стол подавали блюда, приготовленные из зайца и петуха: мясо зайца ели, чтобы быть проворными, как заяц, а петуха ‑ чтобы быть легкими, как птица.
Еще одним обязательным праздничным блюдом в Васильев день была каша. Ее приготовление обставлялось особыми обрядами, после чего по качеству каши судили о благополучии в наступающем году.
В новогоднюю ночь старшая из женщин приносила крупу из амбара (обычно гречку), а старший мужчина — воду из колодца или реки. Трогать крупу и воду до тех пор, пока печь не истопится, было нельзя. Затем все садились за стол, и старшая из женщин начинала размешивать кашу в горшке, произнося при этом определенные ритуальные слова. Потом все вставали из‑за стола, а кашу хозяйка ставила в печь — с поклоном. Готовую кашу доставали из печи и внимательно рассматривали. Если горшок был полным, а каша ‑ наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая — такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из горшка, либо горшок трескался — это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, такую кашу не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу.
Обряды первого дня нового года были направлены на обеспечение благополучия как в отдельных сферах крестьянской деятельности, так и во всем хозяйстве в целом. Обряд посевания, который производился утром в Васильев день, производился для получения хорошего урожая в новом году. Этот древний обряд известен также под другими именами: авсень, овсень, усень. Сущность его состояла в том, что дети, собравшись вместе перед обедней, ходили по домам сеять из рукава или из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали засевальную песню.
Источник:
ria.ru