Свинья не съест. Экспорт зерна позволяет создавать новые рабочие места


14.03.2012

Свинья не съест. Экспорт зерна позволяет создавать новые рабочие места

Косвенную, но очень серьезную поддержку производителям зерноуборочных комбайнов оказало правительство в начале февраля. Первый вице-премьер Виктор Зубков заявил: пороговое значение беспошлинного вывоза зерна из страны решено увеличить до 27 миллионов тонн.

Еще в октябре допустимый порог был обозначен на уровне 24 миллионов тонн. Все, что сверх того, предполагалось вывозить за границу небеспошлинно. Но, по уточненным данным, выяснилось: урожай-2011 практически достиг 94 миллионов тонн, а это с учетом запасов на 1 июля 2011 года значительно больше годовой внутренней потребности страны. Невостребованный избыток зерна снижал бы цену на него, а вслед за ней - доходы аграриев и их стимулы к расширению посевов и развитию зернового производства вообще.

Цены на зерновые товары в России сейчас растут. И это, вопреки расхожему мнению, очень неплохо. Потребители практически не страдают - в структуре цены на хлеб стоимость зерна не занимает слишком большого места - процентов 20-25. Да и перипетии зернового рынка с его взлетами и падениями мало касаются хлебных ценников, цифры на которых ровно подрастают с подорожанием энергии и обесцениванием денег.

А вот у производителей благодаря привлекательным ценам на их продукцию появляется возможность расширять и модернизировать производство. Конечно, то, что Россия выходит на третье место в мире по продажам зерна на международном рынке после США и Австралии - это очень почетно и выгодно в геостратегическом смысле. Того, кто кормит, обычно не бьют. Но в первую очередь дело, конечно, не в рекордах и геостратегии, а в том, что каждый отгруженный на экспорт пароход пшеницы - это дополнительные рабочие места в России. Не только в полях - на транспорте, на элеваторах и складах, в сфере производства топлива, средств защиты растений. Ну, и на производстве сельскохозяйственной техники в том числе.

Любопытно, что партнеры России по группе БРИКC давно пришли к выводу: международная торговля важней внутреннего потребления. Бразильцы, например, являются крупнейшим поставщиком мяса на мировой рынок, но по его потреблению далеко отстают от многих других стран. Очевидно, исходят из того, что в первую очередь нужно дать возможность своим гражданам заработать, а уж на что потратить деньги - на еду или, скажем, на футбол, - они в состоянии решить сами.

Китайцы собственноручно кормят себя примерно на 50 процентов. Но при этом давно и прочно утвердились на международных рынках мяса птицы, свинины, рыбы. Бизнес прежде всего, полагают китайцы, хотя они и очень серьезно относятся к проблеме продовольственной безопасности.

В России в течение практически целого двадцатого века отдавали приоритет кормлению народа, то есть внутреннему потреблению. И все эти годы пищи было мало, а смежные с сельским хозяйством отрасли развивались довольно-таки слабо. И только когда начались продажи зерна за рубеж, аграрии стали о платежеспособными и действительно требовательными к поставщикам. Теперь, если, скажем, "Дон" не нравится сельхозпроизводителям, они покупают комбайн иной марки.

Так благодаря экспорту российская техника становится конкурентоспособней.


© 2011 Мясопортал, 2011 Мясопортал