Примерно такую же сумму Кириллов потратил на оборудование, в том числе на итальянские клетки и французскую систему климат-контроля (в помещении с кроликами необходимо круглосуточно поддерживать температуру +18ºC). Но адаптировать западную технологию к российским условиям оказалось сложнее, чем представлял бизнесмен. «У них зимой до минус 10ºC, и то неделю, а у нас — -30ºC три недели, — вспоминает Кириллов. — На морозе автоматика просто не включалась, и наши сторожа стали инженерами: каждые два часа подходили к установке, включали-выключали, звонили главному инженеру и советовались, как ее чинить». В итоге инженеры «Лелечи» так переделали систему, что получили от французов патент на улучшенную версию.
Самое сложное при запуске было подвести к ферме коммуникации — воду, электричество, вспоминает Кириллов. В деревню Волково до сих пор не проложили газопровод — вместо этого «Лелечи» покупает газ в газгольдерах, что обходится примерно втрое дороже, чем обычное отопление. Однако провести трубу выходит еще дороже — едва ли не 15 млн руб. за 2 км для коммерческих предприятий, чего «Лелечи» пока не может себе позволить, говорит предприниматель.
Первую партию кроликов — 1308 голов — «Лелечи» закупила у французской компании Grimaud Freres Selection за 2 млн руб. в октябре 2011 года. К февралю 2012 года кролики принесли первый приплод. «На территории России нельзя было купить хорошее поголовье: советские технологии кролиководства во многом были утеряны в 1990‑е, — объясняет Кириллов. — Мы закупили французских кроликов, и французы сопровождали полностью весь технологический цикл: консультировали по показателям, инженерным системам и вентиляции, чтобы чисто было и кролики не болели».
Чем кролик лучше коровы
На ферме «Лелечи» разводят две породы кроликов — хиплус и белый великан. У обеих пород масса на день забоя — около 2,8 кг. Это означает, что масса освежеванной тушки — около 1,4 кг, именно такие кролики, по данным «Лелечи», наиболее востребованы покупателями.
Дороже всего ферме обходятся забой и переработка — примерно 700 тыс. руб. в месяц. Кириллов отмечает, что содержать свой убойный цех при малых объемах производства невыгодно, но станет выгодно, когда ферма выйдет на полную мощность.
На корм в месяц тратится около 660 тыс. руб. (на 10 тыс. кроликов закупается 36 т корма). «В среднем требуется 100 г на каждого кролика в день, учитывая и большую самку, и крольчонка, который только что начал есть», — отмечает Малинникова. Чтобы кролик вырос на 1 кг, ему нужно съесть 3 кг корма. Соответственно, чтобы вырастить кролика от нуля до забоя, тратится 9 кг корма. Это неплохой показатель, объясняет Малинникова: например, корове, чтобы вырасти на 1 кг, нужно съесть 7–10 кг корма. Чуть лучше кролика в этом плане только курица, но кроличье мясо стоит дороже.
В «Лелечи» для кроликов используется три вида гранулированного корма на основе травяной муки, который загружается в систему кормления из хранилищ и раздается по разным линиям. Все три вида корма производят на заказ по французской рецептуре на комбикормовом заводе компании «Агровитэкс» в Костроме. «У нас повышенные требования: мы корм возим за 400 км на нашу ферму. В Подмосковье есть много заводов комбикорма, но их качество нас не удовлетворяет», — говорит Кириллов.
На втором месте — обновление поголовья: самка кроликов живет всего год-полтора. На это «Лелечи» тратит около €80 тыс. в год — порядка 460 тыс. руб. в месяц по текущему курсу. На газ и электричество уходит 200 тыс. руб. в месяц. Расходы на ветеринарию, по словам Малинниковой, минимальны — всего около 30 тыс. руб. в месяц.
На зарплату сотрудников уходит около 230 тыс. руб. в месяц — один кроличий цех обслуживают три зоотехника и их руководитель, техперсонал и охрана. Зоотехники на ферме получают порядка 20 тыс. руб. в месяц. Они живут, как правило, в близлежащих деревнях. Единственный автобус до Егорьевска от деревни Волково ходит два раза в день и стоит 70 руб. в один конец, поэтому, по словам Малинниковой, с фермы за четыре года еще никто не уволился.
«Лелечи» платит единый сельхозналог — 6% от выручки, которая в 2014 году с одного цеха составила 38 млн руб., а прибыль — порядка 1 млн руб. До окупаемости инвестиций еще далеко, признается Кириллов: «Про окупаемость можно будет говорить, когда мы построим и запустим весь комплекс». По расчетам предпринимателя, комплекс заработает на полную мощность с тремя корпусами уже в 2016 году.
Филе и хвост
Основной продукт, который продает «Лелечи», — это охлажденная тушка кролика. Помимо тушек «Лелечи» выпускает разные виды кроличьего мяса — например, задние лапки и спинку кролика, кроличье филе для детского питания. Кролик расходится почти целиком. В продаже также оказываются печень кролика, почки кролика и даже язычки кролика (считаются деликатесом — отпускная цена с фермы от 1,2 тыс. руб. за 1 кг), голова и передние лапы идут на корм собакам, из хвостов делают клей, который используется при реставрации картин, а из остатков изготавливают игрушки для домашних животных. Кроличьи шкурки раньше продавали в Китай (по 20 руб. за шт.), рассказал Кириллов, однако в связи с кризисом в Китае их перестали брать, поэтому сейчас их замораживают и хранят до лучших времен.
Полуфабрикаты или копченое мясо «Лелечи» пока не выпускает — собираются заняться этим, когда достроят производственные корпуса. Основной рынок сбыта продукции — Москва и Московская область. В другие регионы компания пока не выходила, во многом из‑за высокой цены на кроличье мясо по сравнению с другими видами. К следующему году «Лелечи» выйдет на среднюю отпускную цену на крольчатину примерно в 400 руб. за 1 кг. Цена мяса в столичных сетях доходит до 1100 руб. за 1 кг. Но из общего объема производства только 58% составляет мясо, а все остальное — уши, кишки, хвосты и прочие субпродукты, которые стоят гораздо дешевле. Навоз покупают окрестные фермеры, выращивающие овощи.
В числе партнеров «Лелечи» — сети супермаркетов «Ашан» и «Азбука вкуса». С «Ашаном» «Лелечи» сотрудничает с 2012 года, подтвердили РБК в пресс-службе этой сети. «Ашан» закупает у компании тушки кролика в вакуумной упаковке, а также разделанные тушки (полутушку, спинку, задние, передние ножки). Объем закупок «Ашан» не раскрывает. «Лелечи» — не единственный поставщик кроличьего мяса в «Ашан»: сеть также закупает крольчатину у Племенного завода кролика из Казани и у компании «Раббит» из Екатеринбурга. В супермаркетах «Маркет» сети «Азбука вкуса», с которой «Лелечи» сотрудничает с ноября 2014 года, говорят, что кроличье мясо уступает в популярности свинине и говядине, и продукт из Китая («Зеленая ферма») стоит дешевле, чем «Лелечи».
Кириллов соглашается, что главными его конкурентами являются китайские производители. «В Китае кроликов выращивают для легкой промышленности — для меха, поэтому за качество мяса не беспокоятся», — убежден Кириллов. По его словам, за счет низкой себестоимости продукта даже с учетом транспортировки из Китая с размороженного китайского кролика торговые сети получают большую прибыль, чем с подмосковного. Он уверен, что с ростом объема производства до 300 т в 2016 году, подключением к магистральному газу и созданием собственного производства комбикормов «Лелечи» сможет конкурировать с китайскими производителями и по цене.