Доктрина продовольственной безопасности
Н. В. Яремчук
Министерство сельского хозяйства (МСХ) РФ совместно с ООО «Фирма “Агроэкспосервис”» организовали конференцию, посвященную вопросам государственной продовольственной безопасности России. Мероприятие проходило 08.02.2011 г. в Экспоцентре.
Продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета.
Подчеркивая значимость обсуждаемой темы, Е. Скрынник, министр сельского хозяйства, в своем приветствии участникам мероприятия подчеркнула, что продовольственная безопасность России находится сейчас в фокусе внимания правительства и является самой первостепенной задачей государства.
Зарубежные ученые считают, что в ближайшие десятилетия проблема нехватки продовольствия выйдет на первое место в мире. По данным ООН, численность населения Земли к
В
Как заявил С. Серегин (департамент пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции МСХ), пищевая промышленность России является крупнейшей жизнеобеспечивающей сферой народно-хозяйственного комплекса, оказывающей влияние на состояние экономики всей страны и от ее эффективного функционирования зависит уровень продовольственной безопасности и благосостояние народа.
По данным Росстата, в
Согласно положениям Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации состояние продовольственной безопасности определяется удельным весом отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющих пороговые значения, в том числе мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85 %.
Эта контрольная цифра является для отечественных производителей мясных продуктов императивом, и ее достижение должно основываться на программах развития отдельных отраслей промышленности с определением сроков, объемов и источников финансирования для проведения модернизации промышленности.
Нормы потребления основных продуктов питания в Российской Федерации утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 02.08.2010 г. № 593н (табл. 1).
Таблица 1. Нормы потребления основных продуктов питания по Российской Федерации на душу населения в год
Вид продукции |
Рациональная норма потребления |
|
|
|
|
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо, кг |
70–75 |
66 |
67 |
101,5 |
89,3–95,7 |
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко, кг |
320–340 |
243 |
246 |
101,2 |
72,4–76,9 |
Яйца и яйцепродукты, шт. |
260 |
254 |
262 |
103,1 |
100,8 |
Рыба и рыбопродукты, кг |
18–22 |
14,6 |
15,0 |
102,7 |
68,2–83,3 |
Сахар, кг |
24–28 |
40 |
37 |
92,5 |
132,1–154,2 |
Масло растительное, кг |
10–12 |
12,7 |
13,1 |
103,1 |
109,2–131,0 |
Картофель, кг |
95–100 |
111 |
113 |
101,8 |
113,0–118,9 |
Овощи и продовольственные бахчевые культуры, кг |
120–140 |
100 |
103 |
103,0 |
73,6–85,8 |
Фрукты и ягоды, кг |
90–100 |
54 |
56 |
103,7 |
56,0–62,2 |
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа и бобовые), кг |
95–105 |
120 |
119 |
99,2 |
113,3–125,3 |
В
Но этот объем производства был недостаточен для обеспечения внутреннего продовольственного рынка. Недостающие ресурсы дополнялись за счет импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, которого в
Рис. 1. Динамика объема импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, млрд долл. (данные МСХ)
В последнее время сложилась тревожная ситуация с обеспеченностью мясоперерабатывающей отрасли отечественным мясным сырьем, особенно говядиной, производство которой в последнее время устойчиво снижается. Чтобы стимулировать развитие этого сектора агропромышленной отрасли, в числе первоочередных была принята целевая государственная программа «Развитие первичной переработки скота на 2010–2012 гг.», согласно которой производство говяжьего мяса на костях должно увеличиться на 420 тыс. т (с 1,4 млн т в
В целях поддержки предприятий пищевой промышленности Федеральным законом «О федеральном бюджете на
– на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки;
– на строительство, реконструкцию и модернизацию мясохладобоен, пунктов по приемке или первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции;
– на строительство объектов глубокой переработки высокопротеиновых сельскохозяйственных культур;
– на приобретение технологического оборудования для осуществления первичной переработки сельскохозяйственных животных и молока;
– на приобретение оборудования для холодильной обработки и хранения мясной и молочной промышленности при первичной переработке сельхозсырья.
Модернизация в сфере агропромышленного производства
Чтобы обеспечить производство продуктов питания в необходимом объеме, отрасль нуждается в коренной модернизации. Для этого требуются немалые инвестиции. По данным МСХ, инвестиции в производство пищевых продуктов в
Модернизация в сфере агропромышленного производства должна решить несколько основных на сегодняшний день проблем: повышения конкурентоспособности национальных производителей, обеспечения страны продовольствием из собственных сельскохозяйственных ресурсов, максимального сокращения импорта.
Сдерживающие факторы развития промышленности
К числу основных сдерживающих факторов развития промышленности на предстоящий период следует отнести опережающий рост платных услуг населению – 106–107 % в ежегодном исчислении, высокий уровень инфляции, прогнозируемой на период до
Увеличение объема производства и потребления биодизеля увеличивает спрос на зерновые и масличные культуры, которые ранее использовались в качестве кормов в животноводстве. По предварительным расчетам аналитиков МСХ, мировое производство биодизеля на
В сложившихся условиях России необходимо развивать собственное производство основных продуктов питания, тем более что для этого имеются все необходимые ресурсы и условия. Разумеется, на первом этапе без государственной поддержки агропромышленному сектору не подняться, и поэтому необходимо разрабатывать стратегические среднесрочные и долгосрочные государственные программы.
Основные факторы роста производства пищевой продукции
Что же должно быть принято во внимание при выработке стратегии развития отрасли в первую очередь? Рост производства невозможен без развития сырьевой базы (а это растениеводство для производства кормов, интенсивное животноводство, культивирование земель под пастбища), без построения современной инфраструктуры агропродовольственного рынка. Чтобы рационально и комплексно перерабатывать полученное сырье, необходима модернизация устаревших и неэффективных производств, развитие прикладной и фундаментальной науки. Каждое из обозначенных направлений требует разработки отдельной стратегической программы.
Но на развитие аграрной отрасли России оказывают прямое влияние и внешние процессы. Так, протекционизм других государств по защите своих рынков ограничивает возможности российских производителей, а грядущее присоединение России к ВТО может привести к тому, что и внутренний рынок может оказаться под угрозой нашествия импортных товаров. В этих условиях государство должно оказать поддержку отечественным производителям, в первую очередь стимулировать экспорт сельскохозяйственной продукции.
Как сообщил С. Н. Серегин, в Министерстве сельского хозяйства проводится работа по решению этих задач и уже намечены ориентиры развития пищевой промышленности на среднесрочную перспективу. Так, планируется создание и внедрение системы интегрального контроля показателей качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на этапах переработки, транспортировки и хранения; внедрение биотехнологий, «сквозных» технологий с замкнутым циклом переработки, с сокращением потерь сырья, производством пищевых и кормовых продуктов с различными функциональными свойствами; создание продуктов нового поколения на основе принципов пищевой комбинаторики.
Среди приоритетных направлений – обеспечение всей продукции упаковкой, сохраняющей ее качество и безопасность; создание и внедрение в производство новых упаковочных материалов с антимикробными добавками, а также биоразлагаемой упаковки.
В числе первоочередных задач стоит создание современной инфраструктуры для снижения издержек при хранении, транспортировке и реализации пищевой продукции.
Ветеринарно-санитарная безопасность сырья и продуктов животного происхождения
Постановлением Правительства РФ (от 8.04.2004 г. № 201) надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения возложен на Россельхознадзор.
Производство продуктов питания и их реализация на международном рынке в современных экономических условиях невозможно без создания прочной и надежной системы контроля безопасности сырья и готовых продуктов питания. Продовольственная безопасность, по мнению Б. А. Крапивкина, директора ФГУ «Центральная научно-методическая веторинарная лаборатория» (Россельхознадзора), невозможна без безопасности продуктов питания.
Под продовольственной безопасностью понимается обеспечение населения (страны, планеты) запасами продовольствия в количестве, необходимом для предотвращения голода. Это означает в том числе постоянный доступ всех людей к достаточному количеству безопасной и питательной пищи, необходимой для поддержания здоровой и активной жизни.
Безопасность продуктов питания – отсутствие угрозы здоровью человека, исходящей от потребляемой пищи.
Основные принципы продовольственной безопасности: достаточность запасов продовольствия, стабильность запасов продовольствия, доступность продовольствия, качество и безопасность продовольствия.
В России, по информации Б. Крапивкина, среднегодовое потребление мяса на душу населения почти в 2 раза ниже, чем в странах ЕС и США (табл. 2). Уровень самообеспеченности России основными видами мяса, по оценкам Минсельхоза России, составляет 70,5 %, т. е. ниже установленных для безопасности 85 %.
Таблица 2. Среднегодовое потребление мяса на душу населения в России и за рубежом, кг
Наименование продукта |
Россия (2007–2010 гг.) |
ЕС ( |
США ( |
Мясо всех видов |
48,0 |
76,3 |
110,9 |
Свинина |
16,0 |
41,9 |
27,6 |
Говядина |
12,9 |
16,8 |
39,1 |
Мясо птицы |
19,1 |
17,6 |
44,2 |
Государственный лабораторный контроль безопасности пищевой продукции
Одним из эффективных механизмов осуществления ветеринарного надзора безопасности продукции животного и растительного происхождения и кормов для животных является государственный лабораторный контроль.
Государственная ветеринарная лабораторная сеть включает 1270 ветеринарных лабораторий, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и 39 федеральных государственных учреждений, подведомственных Россельхознадзору.
Ежегодно Россельхознадзор проводит государственный лабораторный ветеринарный мониторинг остатков вредных и запрещенных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения, кормах и кормовых добавках для животных.
Группы веществ, подлежащих государственному ветеринарному контролю, согласно Плану мониторинга РФ 2010 года (Директива 96/23 ЕС, Регламенты ЕС 470-2009, 37/2010, 1881/2006, 1882/2006, 1883/2006):
группа А (А) – вещества с анаболическим эффектом и запрещенные вещества: стильбены, их производные (дериваты), соли и эфиры, тиреостатики,стероиды, лактоны резорциловой кислоты, включая зеранол, бета-агонисты, А 6 (вещества, включенные в приложение 4, 2377/90 (ЕС));
группа В (Б) – ветеринарные лекарственные средства и экологические загрязнители: антибактериальные вещества, включая сульфаниламиды и хинолоны,другие ветеринарные лекарственные средства (ангельминтики, кокцидиостатики, карбаматы и пиретроиды, седативные средства, нестероидные противовоспалительные средства, другие фармакологически активные вещества), другие вещества и контаминанты окружающей среды (хлорорганические соединения, включая ПХБ и диоксины, фосфорорганические соединения, химические элементы, микотоксины, красители, другие вещества, включая незапатентованные лекарственные средства, которые могли бы использоваться для ветеринарных целей).
Перечень контролируемых групп животных (прижизненно) и продукции от них:
– мясо и мясная продукция;
– крупный рогатый скот;
– мелкий рогатый скот;
– лошади;
– сельскохозяйственная птица;
– свиньи;
– кролики;
– дичь полевая;
– дичь фермерского разведения;
– рыба и продукция аквакультуры;
– ракообразные и нерыбные объекты промысла;
– молоко;
– яйца;
– мед;
– корма.
Мониторинг продукции
В
В течение
В рамках лабораторного мониторинга было проверено более 14 тыс. партий (более 60 тыс. исследований) продукции животного происхождения и выявлено около 2,5 тыс. случаев несоответствия продукции животного происхождения установленным требованиям, из которых более 30 % приходилось на продукцию, произведенную в России.
«Для обеспечения безопасности продовольствия необходимо контролировать соответствие продукции требованиям законодательства Российской Федерации», – подчеркнул Б. Крапивкин.
По его мнению, основу системы обеспечения безопасности продовольствия на национальном уровне должна составлять парадигма анализа рисков, состоящая из оценки риска, управления рисками и оповещения о рисках.
Экономическое реформирование и техническое перевооружение
Чтобы успешно интегрироваться в мировое экономическое сообщество, в России необходимо провести социальное и экономическое реформирование, что особенно актуально в свете подготовки к вступлению в ВТО. Построение новых партнерских взаимоотношений диктует необходимость изменения и гармонизации с международными стандартами законодательной, нормативной и методической базы, в том числе в области обеспечения здоровья животных, безопасности кормов и пищевой продукции.
А. Н. Захаров (зам. директора ВНИИ мясной промышленности им. В. М. Горбатова) привел данные аналитиков института, согласно которым уровень механизации производства в мясной отрасли России составляет от 44 % на малых предприятиях до 58,7 % – на крупных. Особенно высок удельный вес операций, выполняемых вручную, в секторе убоя и первичной переработки (от 56 % на малых предприятиях и до 51,3 % – на крупных). Лишь 2–3 % действующего оборудования работает в режиме автоматических линий. Цифры красноречиво свидетельствуют о том, что отрасли необходима масштабная модернизация, использование современного эффективного и гигиеничного оборудования. Для этого, по мнению А. Н. Захарова, нужна реализация следующих задач: создание эффективной организационной базы НИОКР; максимально эффективное использование специализированных конструкторских подразделений; конкурсный отбор проектов; создание совместных производств техники и оборудования мирового уровня путем привлечения ведущих отечественных и зарубежных компаний и финансовых структур; формирование правовой и экономической базы функционирования участников процесса создания новой техники; обеспечение условий для продуктивного государственно-частного партнерства; изменение ставок таможенно-тарифного регулирования на импортируемое оборудование и комплектующие в интересах отечественного пищевого машиностроения.
Прослеживаемость происхождения продукции – один из факторов обеспечения продовольственной безопасности. Для организации подтверждения происхождения всех видов сырья необходимо внедрение в производственную цепочку современных автоматизированных систем контроля.
Кроме необходимости технического перевооружения в отрасли существует проблема нормативно-законодательной базы.
Техническое регулирование в агропромышленном комплексе России
Работа над созданием нормативно-правовой базы, которая проводилась согласно закону о техническом регулировании, в настоящее время сменила направленность в связи со вступлением нашей страны в Таможенный союз (ТС), в который вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.
Дальнейшая работа над внутренними техническими регламентами (ТР) была приостановлена, потому что было решено принять за основу законодательной базы нормативные документы на уровне ТС, гармонизированные с законами ЕС. Так, в настоящее время на территории РФ действуют следующие технические регламенты ТС:
– «О безопасности пищевых продуктов»;
– Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей;
– Технический регламент на молоко и молочную продукцию;
– «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»;
– «О безопасности зерна»;
– «О безопасности сельскохозяйственной продукции»;
– Технический регламент на масложировую продукцию;
– Технический регламент на пищевую продукцию в части ее маркировки.
Развитие птицеводства как элемента обеспечения продовольственной безопасности
По данным В. В. Гущина, директора ВНИИ птицеперерабатывающей промышленности, в общем потреблении животного белка мясо и яйца птицы сейчас составляют 27,3 %. Но птицеводство является наиболее быстроокупаемой из всех отраслей аграрного сектора, производство птицы растет (рис. 2), и доля птичьего мяса в рационе питания российских потребителей будет увеличиваться.
Рис. 2. Изменение структуры производства основных видов мясного сырья в России, тыс. т
В декабре
Источник: "Мясные технологии" апрель 2011г